Почему пункты проката электросамокатов угрожают безопасности воронежцев
Как кикшеринг стал головной болью гаишников и городских властей?
Несчастный случай с солистом балета Мариинского театра Давидом Залеевым стал одной из самых обсуждаемых новостей последних дней. Напомним, 30-летний артист впал в кому после падения с электросамоката.
Как сообщают СМИ, танцовщик ехал без шлема, а в его крови обнаружили алкоголь. После этого происшествия с новой силой вспыхнули разговоры об опасности электросамокатов. А ещё о том, что езда на них никак не регламентирована законом.
Между тем эти средства передвижения в последнее время буквально заполонили Воронеж. Всё большую популярность приобретает прокат самокатов, или кикшеринг (от английского kick scooter — "самокат", sharing — "поделиться").
Почему электросамокаты – головная боль для гаишников?
Если владельцам прокатов кикшеринг приносит прибыль, то вот гаишникам и городским властям он добавляет головной боли. Во-первых, свободный доступ к электросамокатам, мягко говоря, не идёт на пользу безопасности дорожного движения.
Нередко самокатчики ездят как хотят: лавируют на скорости по тротуарам, заставляя шарахаться прохожих; лезут под колёса автомобилей на проезжей части и даже движутся по встречной полосе. Но самое главное, что с точки зрения закона человек на электросамокате… приравнивается к пешеходу. Ведь в правилах дорожного движения даже нет такого понятия, как самокат, а соответственно, транспортным средством юридически он не является.
Поэтому, если, например, человек на самокате столкнётся с автомобилем, формально это будет считаться как ДТП с участием пешехода. А если он, не дай бог, собьёт прохожего (особенно на тротуаре), то такое происшествие вообще не будет считаться дорожно-транспортным и заниматься им будут не гаишники, а обычные участковые. Как если бы один бегущий человек налетел на другого и нанёс ему травмы. Звучит абсурдно. Но, увы, нынешние реалии таковы.
— Эти транспортные средства, к сожалению, не требуют ни водительского удостоверения, ни постановки на учёт, — сетует начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов. — Пока мы часть таких участников дорожного движения рассматриваем как пешеходов, часть – как водителей мопедов. Разная практика складывается в каждом индивидуальном случае. Уже есть и ДТП на территории Воронежской области с их участием. Особую тревогу у нас вызывает то, что этими средствами передвижения управляет значительное количество несовершеннолетних. Мы уже фиксируем случаи, когда дети и сами получают травмы, управляя такими самокатами, и наезжают на других детей или взрослых.
Можно ли привлечь к ответственности самокатчика?
Евгений Шаталов уверяет, что сотрудники Госавтоинспекции как могут стараются контролировать соблюдение ПДД владельцами электросамокатов.
— Стараемся следить за этим в рамках полномочий, которые у нас сейчас есть, — говорит начальник УГИБДД. — Есть практика, когда он на красный свет выезжает на перекрёсток, мы рассматриваем его как пешехода, который находится на проезжей части.
Если такой «пешеход» на самокате своими действиями повлёк создание помех в движении транспортных средств, то его могут оштрафовать на 1 000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ). А если по его вине произошло ДТП, в котором кто-то получил тяжкий вред здоровью или погиб, то за это и вовсе предусмотрена уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ с максимальным наказанием до 7 лет лишения свободы.
Чем кикшеринг мешает городским властям?
С гаишниками всё понятно. Но чем же пункты проката самокатов мешают городским властям, спросите вы? Всё просто. Во-первых, город от этого не получает ни копейки. Как выяснилось, у владельцев кикшеринга нет никаких договоров с муниципалитетом на возможность размещения своих самокатов на улицах. Привлечь их к ответственности за это очень сложно, поскольку право собственности на тот или иной кусок тротуара зачастую бывает не разграничено. Просто взять и куда-то вывезти брошенный на тротуаре самокат тоже нельзя – это частная собственность.
В случае с эвакуацией автомобиля всё проще, ведь там есть ПДД и дорожные знаки, запрещающие парковку и стоянку. А что с точки зрения закона запрещает вам, к примеру, оставить велосипед посреди улицы? Правильно, ничего. Этим и пользуются владельцы пунктов кикшеринга, захламляя городские тротуары своими самокатами, которые нередко валяются под ногами у прохожих и мешают им ходить.
Как прокат электросамокатов работает в Воронеже и когда эти средства передвижения наконец узаконят, читайте в следующем номере газеты «МОЁ!», а также в «МОЁ! Плюс».
Читать все комментарии