Проблемы с водой в Воронеже будут продолжаться минимум до мая

Три подряд аварии на магистральных воронежских водоводах за неделю оказались не самым серьёзным водопроводным ЧП. Куда серьёзнее то, что вышли из строя сразу 19 скважин на водозаборах

24.01.2023 22:39
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

7763
  
Проблемы с водой в Воронеже продолжатся минимум до мая
Содержание
  • Как и почему выходят из строя артезианские скважины
  • ЧП на главном водозаборе Воронежа
  • Что теперь будет делать «РВК-Воронеж»
  • Как долго будет ощущаться нехватка воды
  • Можно ли было предугадать аварии
  • И тут прорвало магистральные сети…

Падение напора воды, причём такое, что в некоторых случаях перестали включаться газовые колонки, в январе заметили жители всех районов Воронежа. На минувшей неделе власти и компания «РВК-Воронеж» признали проблему.

Как и почему выходят из строя артезианские скважины

Вопрос о том, какие конкретно неполадки привели к дефициту воды в Воронеже, мы адресовали компании «РВК-Воронеж». В интервью «МОЁ!» позицию компании озвучил начальник цеха водопроводных сетей и сооружений Владимир Еремеев.

Воронежский водопровод сегодня — это восемь водозаборов (водоподъёмных станций), на которых расположена 271 артезианская скважина, районные и квартальные повысительные насосные станции и 1 487 километров водопроводных сетей, от магистральных до внутридворовых. Из 271 скважины в эксплуатации находятся 250.

За год эксплуатации скважины её производительность, как рассказал наш собеседник, уменьшается примерно на 20%. Причина в том, что фильтры забиваются содержащимся в воде железом. «Реновацию» скважин проводят двумя способами — их или перебуривают и устанавливают новые фильтры или прочищают фильтры ударно-ваккумным методом (искусственным перепадом давления). Перебуривают скважины куда реже, чем прочищают фильтры, так как это в разы дороже.

Понять, что скважина нуждается в восстановлении производительности, легко — по постепенному уменьшению объёма воды, который она даёт. А вот предсказать ЧП на вроде бы хорошо работающих скважинах, по словам Владимира Еремеева, крайне сложно. Начальник цеха водопроводных сетей объяснил это тем, что, даже если заглядывать в скважину с помощью телекамеры, всё равно невозможно увидеть, что находится снаружи — на фильтрах.

ЧП на главном водозаборе Воронежа

— Скважина, как правило, внепланово выходит из строя из-за разрушения проволочной обмотки фильтра, — рассказал Владимир Еремеев. — В этом случае, так как насос продолжает работать, она очень быстро забивается песком. Из многолетнего опыта работы могу сказать, что ежемесячно у нас случалась одна, максимум две такие аварии. И мы включали в планы работ перебуривание таких скважин. Однако с середины ноября до конца декабря произошло из ряда вон выходящее событие — друг за другом по одной и той же причине вышли из строя сразу 19 скважин. Усугубило ситуацию то, что 14 из 19 расположены на одной водоподъёмной станции — восьмой. А она снабжает водой весь Коминтерновский район, часть Центрального и часть Советского. То есть даёт Воронежу половину воды — в среднем 168 тысяч кубометров в сутки из 320 тысяч, которые городу требуются. В ноябре и декабре, когда скважины только начинали выходить из строя, воронежцы этого не ощутили, так как мы оперативно запускали резервные скважины, ставили на действующие более мощные насосы. Однако скважины продолжали выходить из строя, и резервов уже не хватило. Сейчас из обычных 168 тысяч кубометров воды восьмой водозабор поставляет городу 160 — 161 тысячу. 7 — 8 тысяч кубометров в сутки — это ощутимый дефицит. Отчасти жалобы воронежцев связаны именно с ним.

Что теперь будет делать «РВК-Воронеж»

— Отчасти же падение давления в разных кварталах было связано с тем, что сразу после праздников мы начали работы по отладке системы с учётом дефицита воды, — продолжил рассказ Владимир Еремеев. — Если вкратце — с помощью запорного оборудования на сетях перенаправляли часть потоков воды с других водозаборов в Коминтерновский и Советский районы и делали так, чтобы воды, пусть и с пониженным давлением, хватало всем. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась.

Беда в том, что главная проблема — дефицит воды — сохраняется.

— Для ремонта вышедших из строя скважин оперативно заключён договор с подрядной организацией на восстановление их производительности, — сообщил на днях на совещании в мэрии Воронежа генеральный директор «РВК-Воронеж» Олег Николаенко. — К работам подрядчик приступит в начале февраля. Для окончательного решения вопроса по увеличению добычи воды скорректированы планы по бурению скважин на 2023 год. Смещены графики начала планового бурения 11 скважин на более ранние сроки — с марта — апреля на февраль… Чтобы минимизировать риск повторения проблемы в будущем, изысканы дополнительные финансовые средства. На вторую половину года намечено бурение внеплановых 10 скважин, проектные работы будем выполнять в первом полугодии.

Таким образом, компания вдвое увеличила планы по перебуриванию скважин на 2023 год. Владимир Еремеев утверждает, что это позволит создать резерв даже на случай таких непредвиденных ситуаций, как та, что произошла в ноябре — декабре.

Как долго будет ощущаться нехватка воды

Возможно, кто-то из вас, дорогие читатели, подумал, что про май мы написали для красного словца. Увы, нет. Это расчёты самой компании «РВК-Воронеж».

Дело в том, что бурением артезианских скважин в промышленных масштабах занимается не так много организаций. Соответственно, оборудование для этого в дефиците. А значит, перебуривать вышедшие из строя скважины будут по очереди. По оценкам специалистов, чтобы восьмой водозабор смог подавать городу доаварийные объёмы воды, там необходимо ввести в строй как минимум три скважины. Сделать это удастся только через три месяца.

Можно ли было предугадать аварии

Внеплановый выход из строя конкретной скважины предсказать, конечно, нельзя. Здесь с «РВК» не поспоришь.

Но вот с резервами оборудования ситуация явно неоднозначная. Ежедневная потребность Воронежа в воде сейчас составляет около 320 тысяч кубометров. А знаете, сколько воды добывали ежедневно в советское время, в девяностые годы и даже в начале нулевых? 400 — 420 тысяч кубометров ежесуточно. Добывать воды на 100 тысяч кубов в сутки меньше, чем раньше, сейчас стали потому, что снизилась потребность предприятий, а также из-за того, что установленные в квартирах счётчики научили воронежцев экономить ресурсы. И это с учётом роста населения Воронежа на 150 тысяч человек.

Казалось бы, как хорошо, когда есть резерв на 100 тысяч кубометров воды в сутки. Однако авария показала — резервов у «РВК» на самом деле было явно меньше. После ЧП, напомним, их планируют увеличить — с помощью дополнительного перебуривания скважин.

И тут прорвало магистральные сети…

Высказывание о том, что беда не приходит одна, конечно, набило оскомину. Но ещё раз подтвердилось. Вдобавок к тому, что объёмов поставляемой в город воды и так не хватало, на минувшей неделе дали течь сразу три магистральных водовода — диаметром 1 000 миллиметров, диаметром 700 миллиметров и диаметром 300 миллиметров.

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже
В ТЕМУ

Первый многим воронежцам уже знаком после двух чрезвычайных происшествий. Этот чугунный водовод, который ведёт от расположенного на окраине города водозабора в Коминтерновский район, начал работать в семидесятые и долгие годы служил верой и правдой. В декабре 2018 года на нём случилась первая крупная авария, оставившая на двое суток без воды большую часть Коминтерновского и Советского районов. В июле 2022 года — вторая. И вновь в тех же кварталах воды не было двое суток. А в некоторых домах и трое, так как при включении этого водовода дал течь ещё один, ответвляющийся от него.

На сей же раз на водоводе образовалась трещина. Сотрудники «РВК-Воронеж» нашли место утечки (в мкр-не Подгорное) вечером 16 января. К счастью для воронежцев, треснула не сама труба, а раструб (место стыка труб). Это позволило наложить на раструб бандаж без отключения водоснабжения. Если бы течь дала сама труба, то водовод пришлось бы отключать. А так как объёмы воды в нём колоссальные, то только на то, чтобы его слить, ушло бы шесть — восемь часов. И несколько часов на то, чтобы наполнить. Так что Коминтерновский район и часть Советского рисковали остаться вообще без воды как минимум на сутки.

Спустя всего сутки — 18 января — дал течь стальной водовод в Советском районе. Сначала воронежцы сообщили о том, что вода разлилась в районе дома № 219 по улице 9 Января. Затем уже сами сотрудники «РВК» обнаружили на этом же водоводе ещё одно повреждение — в районе дома № 4а по улице Героев Сибиряков. В итоге на время ремонта пришлось полностью отключить водоснабжение в шести домах на улице 9 Января и понизить давление воды в Советском районе.

А 21 января «поплыл» мкр-н Придонской. На улице 232-й Стрелковой дивизии прорвало водовод, который снабжает водой этот район, а также мкр-н Подклетное. Эту утечку также невозможно было ликвидировать без отключения водоснабжения. Вода в Придонской и Подклетное вернулась только утром 22 января.


От редакции

Если говорить про Воронеж в границах 1991 года (без новых районов), то 90 процентов водопроводных труб, которые сейчас работают в этих границах, были проложены ещё в советское время. Так называемые амортизационные сроки у большинства из них давно истекли. Для чугунного водовода этот срок, например, составляет всего 17 лет.

Однако коммунальщики ещё в советское время подстелили себе соломки. Нигде, ни в одном нормативном акте не написано, что отслужившие свой срок (пусть даже не один, а два-три) трубы нужно обязательно менять. Соответственно, формально органы власти делать это как бы и не обязаны.

К сожалению, все руководители города и области это знают. И поэтому аккуратно перекладывают задачу замены коммуникаций на тех, кто придёт после них — лет через 15 — 20. Обновлённые проспект Революции и Петровская набережная с точки зрения пиара, конечно, выглядят куда лучше, чем отчёт о том, что в Северном районе ни разу за год не отключали воду, потому что туда проложен новый пластиковый водовод.

Кстати

◉ Снижение добычи и потребления воды наблюдается во всех крупных городах. Так, Москва в начале 90-х ежесуточно потребляла 6,5 миллиона кубометров воды, сейчас в два раза меньше — около 3 миллионов кубометров.

◉ По данным Роспотребнадзора, самая плохая водопроводная вода в России в Республике Марий Эл. В этом регионе санитарным нормам не соответствуют 99,5% проб воды.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.