За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд. Часть I

В этом акте коммунальной эпопеи — о том, в чём новая программа капремонта идёт вразрез с законом

17.03.2023 22:34
МОЁ! Online
13

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

5116
  
Читайте МОЁ! Online в
За новую программу капремонта воронежцы могут подать на чиновников в суд

Начало расследования 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть.

Региональной программе капремонта в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) посвящена статья 168. И в ней чётко: переносить сроки ремонта или сокращать его объём можно, только если есть решение общего собрания собственников. Исключений пять:

  • нет конструктивного элемента, который по закону нужно ремонтировать. Например, по тому же ЖК РФ в программу обязательно надо включать ремонт лифтов, но в доме их нет;
  • какой-то вид капремонта уже провели, и очередной срок не подошёл;
  • не пускают собственники или управляющая организация;
  • жильцы вывели деньги из общего котла ФКР на спецсчёт;
  • система газоснабжения или лифты пришли в негодность, а это источники повышенной опасности, и ЖК ставит их ремонт в приоритет.

Всё. «Мало денег», «тому дому нужнее», «компьютер бестолковый» и т. д. — таких оснований для переноса сроков и урезания работ по капремонту в законе НЕТ.

Более того: в ЖК РФ есть статья 182. Она обязывает регионального оператора (ФКР) проводить капремонт в объёмах и в сроки, заложенные программой, и финансировать его, даже если наших взносов не хватает. И механизмы есть — субсидии из бюджета, кредиты, рассрочка платежей.

Ольга ДЯТЛОВА

— Неважно, как перенесли работы и сократили их — в рамках ли старого документа, приняв ли новый: нужно согласие общего собрания собственников, — говорит юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова. — Будь всё так просто, можно бы каждый год отменять одни программы и писать удобные. Раз власти приняли региональную программу в 2014-м на 30 лет, они обязаны её выполнить. Продлить — да, можно. Включив после 2044-го новостройки и уже отремонтированные дома, по которым снова подойдет время. Но переписать полностью, без спроса жителей подвинув вперёд сроки и урезав работы, — это противоречит Жилищному кодексу.

К слову, прошлым летом в Смоленской области так и сделали: продлили местную программу с 30 до 42 лет — именно под новостройки и повторные работы.

Оставлять без ремонта нельзя

В ФКР отчитались: в новой программе порядка 9 тысяч многоэтажек. И формально правда: Жилищный кодекс обязывает регионы включать в программу ВСЕ многоквартирные дома, поэтому они и есть в списке — в старой было 9 086, теперь 9 092. Но напротив многих — нули. То есть ни единый ремонт на 29-летнюю перспективу их жителям не светит. И это тоже прямое нарушение закона. Цитирую ответ на запрос «МОЁ!» прокуратуры Воронежской области:

«В нарушение требований статьи 168 Жилищного кодекса РФ в программу включены многоквартирные дома как без указания вообще каких-либо услуг и (или) работ по капремонту, так и с указанием только одного вида работ (услуг)».

Юрист Ольга Дятлова объясняет:

— По 168-й статье ЖК РФ региональная программа капремонта — по каждому дому, подчёркиваю — обязательно должна включать минимум шесть видов работ, установленных 166-й статьёй кодекса. Это ремонт внутридомовых инженерных систем (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт крыши, общедомового имущества в подвалах, фасада и фундамента. Все их надо выполнить.

В облпрокуратуре на наш запрос отвечал начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Олег Токарев. И рассказал, что 24 января заместителю председателя правительства региона прокуроры внесли представление об устранении нарушений закона. Ещё одно представление было 14 апреля 2022-го. ФИО зампреда Олег Токарев не называет. Но ЖКХ в нашем правительстве курирует Константин Кузнецов, он же — председатель попечительского совета Фонда капремонта. 19 апреля 2022-го об угрозе срыва старой программы прокуроры известили губернатора и главного федерального инспектора по региону — тогда им был Александр Солодов, в сентябре ставший депутатом Облдумы от партии «Единая Россия».

Я спросила в правительстве области, какие меры приняли по этим внушениям, кого и как наказали.

— Ввиду отсутствия согласия на обработку персональных данных субъекта персональных данных информацию о ФИО и занимающей должности предоставить не представляется возможным. Вместе с тем сообщаем, по результатам рассмотрения представлений прокуратуру Воронежской области к дисциплинарному взысканию привлечено должностное лицо Фонда, — прокомментировали в пресс-службе правительства области.

 

Законно ли техобследование?

ПЕРВОЕ. Кроме минималки из шести видов работ и услуг по капремонту регионы могут добавлять свои. У нас среди бонусов были и утепление фасада, и установка пандусов. Но за последние два года их основательно почистили. Остались разработка проектно-сметных документов, строительный контроль (тратить взносы на них Фонду капремонта разрешает Жилищный кодекс), усиление несущих и ненесущих конструкций, ремонт внутридомовых систем вентиляции и дымоудаления. И появилось оно — «обследование технического состояния» дома.

— Перечень услуг и работ по капремонту, которыми регионы могут дополнять свою программу, формально не ограничен, — говорит юрист Ольга Дятлова. — Некоторые приводятся в 166-й статье ЖК РФ: утепление фасада, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю, установка коллективных приборов учёта и «другие виды работ». Подчёркиваю: речь именно о тех, за которые мы платим взносы в ФКР. Однако, хоть список и открытый, приведённые примеры показывают: подразумевается всё же нечто вещественное, улучшающее жилищные условия. А не просто «обследование». Если бы его провели за счёт целевой субсидии из регионального бюджета и не для переноса сроков ремонта и его сокращения, — вопросов бы не возникло.

На той же Смоленщине в прошлом году тоже проводили обследование техсостояния домов в рамках капремонта. С тремя но: лишь тех, что стояли в плане на текущий 2022-й, за 2 миллиона рублей, выделенных из облбюджета, и для того, чтобы оценить масштаб работ. Разница в подходах очевидна.

Второе — опять открываем Жилищный кодекс. Статья 189. Минимум за шесть месяцев до наступления года, на который запланированы какие-то работы/услуги, ФКР должен уведомить собственников. То есть раз техобследование проводили в 2022-м, спросить согласие жителей каждой многоэтажки обязаны были до июня 2021-го. Естественно, не спросили и не могли: нормативно такой «услуги» тогда не было.

Третье. В каждом регионе ведётся учёт жилфонда: мониторить техническое состояние домов власти обязаны постоянно, это ежегодное упражнение. У нас на эту тему 10 лет назад сочинили областной закон № 164-ОЗ «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (...)», 6 ноября 2013-го его подписал прежний губернатор Алексей Гордеев. В нём статья 3, что одна из целей мониторинга — установление необходимости капремонта. И статья 6: что среди способов наблюдения кроме анализа паспортов домов и техдокументов, при необходимости визуальный осмотр и инструментальное обследование.

То есть департамент ЖКХ и ФКР потратили 200 с лишним наших миллионов на то, что обязаны делать за зарплату?

Продолжение следует. Полный текст расследования можно прочитать вот тут.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».