Что делать, если в квартире холодно, и как наказать УК, если та отказывается работать
Некоторые воронежцы каждый год добиваются тепла от УК с боем
Это проникновенное письмо от читательницы Анны:
«В моём доме 16 квартир — по одному стояку, с 1-го по 16-й этаж — получают тепло с задержкой в одну-две недели ежегодно. Последние пять лет точно. 17 октября я написала очередное письмо на имя директора нашей управляющей компании с жалобой на холод и обнаружила, что у меня в почте точно таких ещё четыре — с 2019-го! Проблема в том, что весь дом уже отапливается, а наши квартиры нет. УК реагирует агрессивно, направляет почему-то в «Квадру». Как будто наши квартиры в отличие от всей многоэтажки подключены напрямую к «Квадре». Мы — жители несчастливых квартир — постоянно на связи: никто ничего у себя не перекрывает, конденсат на радиаторах не собирает (возможные причины от озвучивает УК). А по сути, нужно продуть трубы из подвала: это уже проходили в прошлые годы. Я человек с юмором, но — согласитесь — терпеть нет сил!»
«Дорогая Анна, полностью с вами согласная!» — написала я в ответ озябшею рукою. У меня дома история «ледниковый период по-воронежски» развивалась примерно по тому же сценарию: вся многоэтажка наслаждалась жизнью, а мой стояк давал дуба. Вещи творились мистические. Начали топить — красота. Но внезапно батареи остыли. Потеплели — остыли. Потеплели… После взрыва телефонной линии в управляющей компании на подъезде появилось объявление от неё. По версии УК, шаманил кто-то из жильцов: перекрыл в квартире кран на батарее, и по милости его жаркого величества закалялся целый стояк. Так и жили почти неделю: с вечера до утра батареи ледышки.
…Мы с Анной оказались соседями: наши дома рядом на улице Лизюкова. У них УК «Бульвар Победы», у нас «Жилищный аргумент», хотя, по сути, это одна контора: одни владельцы, один директор (Сергей Иванович Боев), офисы в одном здании через несколько кабинетов. Но проблема не столько и не только в этих двух УК — беда для города общая. Звонков и писем о холоде в квартирах только мы в «МОЁ!» принимаем столько, что впору назваться аварийкой. Хотя жаловаться в первую очередь надо не журналистам. А куда, кому и когда?
Правило первое
Надо подождать
Да, как ни странно. Есть негласный срок — до 14 суток с официального начала отопительного сезона: в это время процесс отлаживается. На «две недели» кивают управляющие компании, чиновники от коммуналки. Мне его подтвердили в пресс-центре воронежского ЖКХ и юрист, работающий в коммунальной сфере, Ольга Дятлова.
— Ни одним нормативным документом такой период полноценного пуска тепла не закреплён. Это, так скажем, некое послабление от Госжилинспекции, — отмечает Ольга Дятлова. — Если в первые две недели после начала отопительного сезона где-то холодные батареи, управляющую компанию не накажут. Поэтому не нужно сразу заваливать жалобами ГЖИ или обрывать телефон диспетчерской УК. Сначала устранят мелкие аварии — а их в старом фонде много, затем слесари приступят к спуску воздуха из системы.
Во многом такой добрый жест оправдан и связан с технологическими моментами — пуск тепла происходит постепенно, чтобы не создавать сразу большую нагрузку на сети, которые и без того дышат на ладан. Плюс у каждого дома свои технические особенности. В Воронеже отопительный сезон в этом году стартовал 6 октября, то есть срок-максимум на раскачку коммунальщиков истёк в пятницу 20-го. И они в него не уложились: когда на прошлой неделе в редакцию «МОЁ!» из своей квартиры-холодильника позвонила 51-я рыдающая бабушка, в мэрии бодро доложили: крепитесь, товарищи, до 23-го числа. Если у вас дома до сих пор стужа, давайте разбираться.
Правило второе
Ищем причину
В пресс-центре воронежского ЖКХ мне совершенно честно признались:
— Уже первые дни с начала этого отопительного сезона отметились локальными порывами на теплотрассах в разных районах города. Об этом широко не говорят. Но в соцсетях-то мы видим фото разрытий и текущих коммуникаций. Пока ресурсоснабжающие организации устраняют последствия, людям приходится ждать тепла в квартирах. Другая причина: общедомовые сети изношены катастрофически. Новая программа капремонта перенесла замену коммуникаций отопления для 50 — 70-летних домов на полтора-два десятка лет вперёд. Да только трубы нужно менять сейчас, причём полностью — они не выдерживают испытания временем!
Горячий привет директору воронежского Фонда капремонта Олегу Теплякову и экс-главе областного департамента ЖКХ Максиму Зацепину, который вовремя поменял работу. Причины, о которых коммунальщики говорят выше, виноваты в холоде в отдельных домах или целых районах. Юрист Ольга Дятлова добавляет ещё одну: «От котельной может идти недостаточное давление. Поставщики такие факты обычно отрицают, но ОДПУ фиксирует». А если в доме околевает отдельный стояк?
— Здесь виной могут быть воздушные пробки, — объясняют в пресс-центре ЖКХ. — В зависимости от технических параметров системы отопления в каждом конкретном доме стравить воздух можно с разной долей оперативности. Процесс затягивается там, где краны в квартирах жителей — порой сложно туда попасть. Ещё проблема — самодеятельность некоторых граждан. Из года в год выявляются факты некорректного переустройства квартирных систем отопления. Например, при замене батарей частные ремонтники умудрились срезать байпас и поставить заглушку!
Байпас — это специальный перепускной канал на радиаторе. Нужен для того, чтобы если в одной квартире прикрывают кран — ну жарко людям — тепло продолжало идти по общему стояку. А если его нет, то всё: приглушили отопление у себя — замерзают соседи. Или, рассказывают коммунальщики, кто-то решил увеличить в батареях число секций, чтобы было ему теплее — но это вышло за рамки проекта дома и разбалансировало всю его систему. Находятся и трубы с причудливыми загогулинами: поток тепла буксует через искусственные препятствия.
В пресс-центре ЖКХ говорят:
— Немало времени нужно, чтобы сотрудники УК попали к «виновнику» с его разрешения, иначе найти и устранить причину невозможно. Поэтому не меняйте и не ремонтируйте систему отопления сами или с помощью сомнительных частников — вызывайте слесаря через управляющую организацию.
Правило третье
Жаловаться по адресу
НЕ НАДО звонить и писать в мэрию, в правительство и губернатору, депутатам, президенту. И даже Бастрыкину. Маршрут действий для замерзающих граждан прямой и чёткий:
— Позвонить в диспетчерскую службу своей УК, оставить заявку. Если управляющая компания в курсе, она расскажет, в чём проблема. Если нет, её задача — разобраться, сообщить вам. И если это её зона ответственности — исправить. Если проблема долго не решается и вы подозреваете, что причина в бездействии УК, — жалуйтесь в ГЖИ. Там проверят действия управляющей компании, при необходимости примут меры и оповестят о решении вас. Также можно сообщить в управу района, чтобы там простимулировали УК работать оперативнее. Но карательных мер чиновники к ней принять не могут, тут только ГЖИ и прокуратура.
Это был инструктаж от пресс-центра ЖКХ. Юрист Ольга Дятлова добавляет:
— Есть постановление правительства РФ № 416 от 15 мая 2013-го «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». Оно регламентирует работу УК, её обязанности. А в нём раздел IV об аварийно-диспетчерском обслуживании. Там указано чётко: аварийные повреждения внутридомовых систем отопления должны устраняться в срок не более трёх суток с даты аварии — речь именно об аварии в конкретном доме, подчёркиваю, а не в целом районе. При этом в течение получаса с момента регистрации заявки жильца должны проинформировать о планируемых сроках исполнения. Если управляющая компания этого не соблюдает, можно кроме ГЖИ пожаловаться в Роспотребнадзор и прокуратуру на несоблюдение температурного режима. То же, кстати, касается и внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, внутридомовых систем электроснабжения.
…С жалобами в разные важные органы может сработать принцип бюрократии: обращения граждан там вправе рассматривать до 30 дней. Если гражданин-правдоборец к тому времени, как придёт его черёд, не превратится в мамонта, к нему домой явятся с инспекцией, измерят температуру. Минимум в жилых помещениях — плюс 18, в угловых комнатах — плюс 20. Эти нормы прописаны в другом постановлении правительства РФ — от 6 мая 2011-го «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Если окажется холоднее, УК может грозить штраф по части 2 статьи 14.3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ — за нарушение лицензионных требований: от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
ВОПРОС РЕБРОМ
Кто за что отвечает?
В цепочке снабжения теплом делянки ответственности разграничены.
- Епархия УК — общедомовые коммуникации: чтобы все трубы (в квартирах, в подвале и на чердаке) были целые. Она же должна максимально быстро чинить их, если порвутся.
- Организация-поставщик в ответе за работу своих котельных, тепловых пунктов, целостность уличных сетей, корректность рекомендаций, которые она дает УК (по настройке общедомовых систем). От объектов поставщика по трубам до домов должен доходить теплоноситель, соответствующий погодным условиям температуры и давления.
- Управы собирают жалобы жителей, дёргают УК и поставщиков, чтобы работали. Но, как мы уже говорили, повлиять особо не могут.
- Сами жители следят за радиаторами в своих квартирах и общедомовыми стояками, которые через них проходят: красят, осматривают, если увидят ржавчину или потёки — вовремя сообщают в УК, что возможна авария на общедомовом имуществе. Также жители обязаны предоставлять сотрудникам УК и аварийных служб доступ к общедомовым коммуникациям, которые находятся их квартире, чтобы оперативно устранять ЧП и не кошмарить соседей.
Юрист Ольга Дятлова добавляет: если на участке от центрального теплового пункта до дома есть бесхозный участок сетей, тогда по остаточному принципу за него отвечает орган местного самоуправления — в Воронеже это мэрия. И здесь при аварии спрашивать надо не с поставщика, а с чиновников.
КСТАТИ
- Максимальный перерыв в отоплении не должен превышать16 часов подряд, если в жилых помещениях при этом от +12 до +18, и 4 часа, если от + 10 до +12. Максимальный общий перерыв за месяц — 24 часа. При превышении этих сроков жильцам положен перерасчёт: снижение платы за отопление на 0,15% за каждый час (постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011-го).
- Максимальное время дозвона в аварийно-диспетчерскую службу УК — 5 минут. Если диспетчер за это время не успеет ответить, он обязан перезвонить сам в течение 10 минут. Либо у жильцов должна быть возможность оставить голосовое и/или электронное сообщение. Его должны рассмотреть и связаться с человеком в течение 10 минут (постановление правительства РФ № 416 от 15.05.2013-го). Если управляющая компания это нарушает – основание для жалобы в ГЖИ.
Читать все комментарии