Названы 13 мест, где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах
Каковы перспективы развития инфраструктуры применительно к СИМам и как горожане относятся к этим средствам передвижения
Информации о ДТП, связанных со средствами индивидуальной мобильности (СИМами), становится всё больше. В Воронеже весной на спортплощадке у дома № 5 на бульваре Победы неизвестный на электросамокате сбил 5-летнего мальчика и скрылся. Похожий случай был на улице Ленина — 16-летняя девушка шла по тротуару и попала под колёса электросамоката. Пострадавшие были госпитализированы.
Всего же за 5 месяцев этого года на территории области с участием СИМ зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий (на 55,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). 14 человек получили травмы (+40%), погибших, к счастью, не было.
Современные самокаты практически бесшумны. И никто из пешеходов, в том числе ни старики, ни дети, не застрахованы от того, чтобы не оказаться под колёсами СИМа.
— Такие технические устройства несут особую опасность как для пользователей, так и для пешеходов, прежде всего детей, двигающихся по тротуарам и пешеходным дорожкам, — отметил в беседе с журналистом «МОЁ!» начальник УГИБДД России ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов.
В целом в России количество ДТП с электросамокатами и другими СИМами за 2023 год выросло в 3,3 раза — с 941 до 3 100 инцидентов. Примерно на столько же увеличилось число раненых — с 976 до 3 177 человек. Погибло 43 человека. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее...
Какие территории попали под запрет?
О перспективах развития городской транспортной инфраструктуры применительно к СИМам, а также о том, как сделать электросамокаты максимально безопасными, корреспондент «МОЁ!» поговорил с начальником отдела прогнозирования и развития транспортной инфраструктуры управления транспорта города Воронежа Татьяной Зениной.
— В этом году сдачу электросамокатов в аренду в Воронеже осуществляют две московские фирмы сервиса аренды самокатов — ООО «Вуш» и ООО «МТС Юрент». У первых действующих самокатов порядка 1 200, у вторых — 850, — говорит Татьяна Зенина. — Городскую инфраструктуру для них я бы разделила на две составляющие. Первая — это места, где располагаются самокаты, и вторая — там, где они передвигаются по городу. В конце 2023 года администрация города выпустила два постановления (№ 1308 и № 1734), касающихся определения основных требований по размещению и эксплуатации СИМов в Воронеже. В соответствии с этим постановлением мы в 2024 году утвердили 13 зон запрета эксплуатации СИМов:
- территория промзоны, ограниченная проспектом Труда — Московским проспектом — улицами Донбасской — 9 Января;
- территория, ограниченная улицей 20-летия Октября — Петровской набережной — улицами Большой Стрелецкой — Станкевича;
- территория, ограниченная улицами Станкевича — Свободы — переулком Старинным — Платонова — Таранченко — Карла Маркса — Орджоникидзе — Бучкури — 20-летия ВЛКСМ — Пятницкого — Софьи Перовской — Петровской набережной — улицей Большой Стрелецкой;
- территория, ограниченная улицами Пятницкого — 20-летия ВЛКСМ — Большой Манежной — Степана Разина;
- территория, ограниченная улицей Коммунаров — проспектом Революции — улицей Ленина, далее Северным мостом и набережной Массалитинова;
- парки — «Дельфин», «Орлёнок», «Алые паруса»;
- скверы — Кольцовский и Комсомольский;
- площади — Советская, площадь Победы;
- территория объекта культурного наследия «Памятник воинской славы» (сквер, идущий от памятника Славы вдоль Московского проспекта).
Операторы кикшеринга будут блокировать в перечисленных зонах движение своих самокатов — это уже происходит. А с ГИБДД есть предварительная договорённость об установке там знаков, запрещающих движение СИМов. Однако в Воронеже, по разным подсчётам, эксплуатируется порядка 2 — 2,5 тысячи частных самокатов, их число растёт быстрее, чем количество тех СИМов, которые фирмы сдают в аренду. Личные электросамокаты довольно тяжело проконтролировать.
Что такое безопасный самокат?
— Операторы кикшеринговых компаний всегда легко могут отследить перемещения того или иного самоката по городу?
— В Воронеже, особенно в центре, много так называемых слепых зон, в которых оператор не видит конкретный электросамокат. Поэтому сейчас операторами прорабатывается вопрос о возможности доступа к системе «Безопасный город», для того чтобы решить эту проблему.
— Из каких условий складывается понятие «безопасный электросамокат»?
— Их несколько, в том числе размещение самокатов в городе и контроль за ними. До конца 2024 года будет формироваться реестр мест расстановки самокатов, сейчас в нём 88 мест площадью 4 х 1,5 метра. Хотя суммарно операторы заявили о необходимости создания около 2 тысяч таких мест. Там тоже свои требования: ширина тротуара должна быть не менее 2,5 метра; не менее 10 метров от остановочного павильона или от входа в социальный объект; не менее 100-метрового интервала между их стоянками. В пользовательском соглашении прописано, что самокаты можно взять только в определённом месте и поставить их тоже в определённом месте. Если самокат бросают где угодно, то операторы штрафуют клиентов.
Что касается нарушений ПДД — сегодня их не соблюдает практически каждый второй пользователь. Нарушения может фиксировать любой житель города. Сейчас работает чат-бот наподобие того, который касается нарушений автомобилистами. Отмечу, что под штраф ГИБДД арендатор самоката может попасть в том случае, если его нарушение зафиксировали сами сотрудники полиции. Камер именно на самокаты пока в городе нет, хотя рано или поздно они появятся.
— Сколько горожан сегодня пользуются электросамокатами?
— Сейчас только у ООО «Вуш» в городе зарегистрировано порядка 92 тысяч пользователей — это примерно 9% от населения Воронежа. Теперь зашёл ещё один оператор, без особой натяжки можно сказать, что и он сможет выйти на такую же цифру. И получатся условные 15 — 18% воронежцев, так или иначе «привязанных» к самокатам, плюс личные СИМы. Кстати, за последние годы заметно изменился характер поездок — они становятся короче по времени, сформированы маршруты движения по транспортному сценарию, такие маршруты составляют примерно 80% от всех поездок.
«Надеемся, что пойдёт оплата в бюджет Воронежа»
— Город получает от СИМов какую-то выгоду?
— Ими пользуется немало горожан, и эта цифра имеет тенденцию к росту. Если брать городскую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2041 года, утверждённую в апреле 2023-го, то она предусматривает развитие велодорожек, по которым могут поехать и самокаты. Протяжённость велодорожек в городе на сегодня чуть более 10 километров. С 2028 по 2041 год в городе их появится ещё 120 километров. Многие спрашивают, почему в Воронеже работают операторы, зарегистрированные в Москве и, соответственно, не платящие налоги в бюджет города. Дорожной картой правительства РФ предусмотрено утверждение оснований для заключения типовых договоров-соглашений с операторами на осуществление деятельности в муниципальном образовании. Мы надеемся, что какая-то оплата в бюджет Воронежа от них всё же пойдёт — есть же износ городской инфраструктуры от электросамокатов. В дорожной карте основания для пополнения местных бюджетов от этого предусмотрены. Отмечу, кстати, что две упомянутые компании в сезон суммарно создают порядка 100 рабочих мест, примерно 70% из которых занимают студенты.
— Чем может помочь документ, подписанный в 2023 году зампредом правительства России Маратом Хуснуллиным, называемый дорожной картой по развитию СИМов?
— Им предусмотрен ряд мероприятий по контролю за СИМами, в том числе создание их федерального реестра, куда физические и юридические лица будут обязаны передавать сведения по СИМам. Сейчас в Москве на самокаты уже начали вешать номера для идентификации в случае ДТП — этот механизм начал обкатываться, и рано или поздно к этому придут все регионы. Кстати, воронежские кикшеринговые компании запланировали в этом году проведение нескольких школ вождения электросамокатов. Также подписано соглашение с некоторыми воронежскими вузами, среди студентов которых будет проводиться обучение по пользованию самокатами.
опрос «Ё!»
«Выгнать их из города!»
Перед подготовкой этой публикации «МОЁ!» запустила в соцсетях опрос среди своих читателей с вопросом: «Вам мешают электросамокатчики в Воронеже?» Из 694 проголосовавших 84,58% ответили утвердительно. При этом разброс комментариев был разнообразным — от «электросамокатчиков надо выгнать из города» до «они не мешают, их не так много» и «можно было бы сделать отдельные велодорожки для них».
Читать все комментарии