«Ликвидация трамвая в Воронеже была ошибкой» 

«МОЁ!» продолжает публиковать беседу с министром архитектуры и градостроительства Воронежской области Андреем Еренковым

31.10.2025 12:31
11464
20

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Министр архитектуры региона Еренков высказался о ликвидации трамвая в Воронеже

Продолжаем публиковать беседу с министром архитектуры и градостроительства Воронежской области Андреем Еренковым. О том, зачем Воронежу мастер-план, читайте здесь. О третьей очереди воронежской набережной можно узнать по ссылке. 

О парках «Дельфин» и «Танаис»

Эдуард Толоконников: «Дельфин» — это вода и закаты, а «Танаис» — лес и история»

— «Дельфин» — это особая история. С одной стороны, это элемент каркаса набережных, с другой — первый пример концессии в городе. Активный предприниматель выразил готовность построить парк, который будет работать на городского жителя (таким образом решив вопрос с одномоментной нехваткой денег у государства на возведение парка). В целом мы позитивно оцениваем практику работы по «Дельфину» и «Танаису». Первый дал определённый урок и концессионерам, и городским властям. Если проект «Дельфина» реализовывался, как мне кажется, автономно, то сейчас в работе по «Танаису» активно участвует и местная общественность, и архитекторы — есть основания полагать, что проект получится успешным. У «Танаиса» всегда была репутация немного «безбашенного» парка, он находится в центре спального района, и важно было сохранить преемственность при создании его новой концепции. Если охарактеризовать его концепцию в нескольких словах, я бы сказал так: «Танаис» — это сосны, традиционная аллея развлечений, ностальгия по детству... Сегодня мы ушли в плоскость следующего поколения урбанистики, когда появился устойчивый запрос на участие в городских процессах самих жителей. Если, к примеру, 15 лет назад не стояла задача вовлечь городские сообщества в проектирование серьёзных объектов, то сегодня мы это воспринимаем как обязательную норму.

О застройке Воронежа

Не все новые здания в центре города смотрятся органично

— Логично ли застраивается областной центр? В какую сторону Воронеж может разрастаться дальше?

— Когда новая жилая застройка появляется в уже сформированных районах, там градус социальной напряжённости будет выше, потому что на какое-то время у местных жителей нарушается их привычный уклад жизни. А там, где идёт комплексное освоение новой территории, этот процесс проходит более безболезненно. Сегодня город развивается достаточно предсказуемо — жильё строят, ориентируясь на стандарты комплексного развития территории, а сами горожане научились понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Люди понимают, что хороший ЖК — это тот, где не слишком много этажей, где приятные фасады и двор без машин, где организовано парковочное пространство. Сегодня все воронежские застройщики повышают качество своего продукта.

— Каковы в целом перспективы развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в регионе? Как могут развиваться исторические части города с обилием старинных зданий — условные Девичок, Гусиновка, Чижовка?

— В Воронеже и пригородах третий год подряд половина вводимого жилья приходится на ИЖС, активно развиваются коттеджные посёлки в городской агломерации, получающие меры господдержки. Другое дело — ИЖС в городе, особенно в его центре. Думаю, мы должны принять тот факт, что со временем на смену этой застройке придёт другая типология. Это, конечно, не означает, что тут появятся 30-этажные высотки — такой тип застройки можно обеспечить далеко не везде с учётом существующих инженерных сетей, социалки, рельефа местности и других факторов. В районе того же Девичка, например, много объектов культурного наследия, снос которых исключён — сегодня государство жёстко научилось охранять такие объекты. Надо думать, как вовлечь их в экономику, чтобы заходили инвесторы, реставрировали их, давали второе дыхание. И если какие-то объекты попадают в границы программы комплексного развития территорий (КРТ), то обязательным условием для застройщика должна быть их реставрация — с этим сейчас относительный порядок, они точно утрачены не будут. С Гусиновкой сложнее потому, что там очень рыхлая застройка, далеко не все дома можно выкупить и расселить — для этого района надо думать над морфотипом будущей застройки, она точно не может быть высотной.

в тему

Ликвидация трамвая была ошибкой

Мы поинтересовались у Андрея Еренкова, насколько, на его взгляд, Воронеж комфортен для проживания.

— Объективно сегодня Воронеж — город, вполне комфортный и благоприятный для жизни, — считает министр градостроительства и архитектуры. — Это подтверждают рейтинги — например, в индексе качества городской среды в 2024 году он набрал 225 баллов и вошёл в десятку по России в своей категории «Крупнейшие города» (с населением более 1 миллиона человек). Тут оцениваются комплексное состояние городской среды и уровень комфорта жителей по множеству параметров — их более тридцати. Причём этот рейтинг не только фиксирует положение дел в городе, но и помогает определять приоритеты дальнейшего развития. Максимальное значение для города — 360 баллов.

Чего не хватает Воронежу? Одна из главных и очевидных проблем в городе — состояние общественного транспорта. Опять же, никто не станет отрицать, что явной градостроительной ошибкой было упразднить трамвай в областном центре. Отсюда и задачи на обозримую перспективу: вернуть рельсовый транспорт и в целом наладить систему общественного транспорта, обеспечить современный востребованный велокаркас, работать над обновлением инфраструктуры.

Продолжение беседы — о том, превратятся ли воронежские хрущёвки в финские дома, об уровне обеспеченности региона соцобъектами, исторической застройке городов области и о многом другом — читайте в следующем номере. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».