Почему из Воронежа исчезли картины Малевича и Кандинского?

Во время Великой Отечественной войны работы русских авангардистов, старинные иконы и сотни экспонатов музея им. И.Н. Крамского бесследно пропали

18.07.2018 08:56
МОЁ! Online
3

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сейчас в фонде воронежского музея им. И.Н. Крамского хранится более 20 тысяч различных предметов искусства. Но могло бы быть на 1 232 произведения больше. Именно столько экспонатов музея не успели эвакуировать во время Великой Отечественной войны, а после оккупации правой части Воронежа немецко-фашистскими захватчиками они бесследно исчезли.

Для эвакуации не хватило вагонов

Воронежский областной художественный музей им. Крамского под своим современным названием существует с 1984 года. Ранее он назывался Музеем изобразительных искусств, который был основан в 1933 году из слияния художественных коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств ВГУ.

До начала Великой Отечественной Музей изобразительных искусств находился в бывшем Доме губернатора на пр. Революции, 22 (до недавнего времени там был Дом молодёжи, а в 2017 году здание вновь передали музею им. Крамского). Коллекция Музея изобразительных искусств ещё до войны пополнилась произведениями современной живописи, которую сейчас относят к русскому авангарду. Это произведения Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Родченко и других художников. Именно этим работам не повезло больше всего...

Когда линия фронта стала приближаться к Воронежу, город перешёл на военное положение. Осенью 1941 года началась эвакуация предприятий, учреждений культуры. В октябре очередь дошла до Музея изобразительных искусств, собрание которого должны были переправить в Омск. Сотрудники музея для транспортировки коллекции запросили пять вагонов, но было предоставлено всего два. 1 232 единицы хранения признали «экспонатами второстепенного характера». Среди них оказались русский авангард, который сейчас ценится во всём мире, около трёхсот икон XVI — XVIII веков (сейчас в музее хранится одна икона XVI века) и другие экспонаты. Эти ценности должны были эвакуировать во втором эшелоне, но его так и не дождались… Невывезенные произведения оказались в оккупированной в июле 1942 года правой части Воронежа. Оккупация города длилась 212 дней — с 7 июля 1942 по 25 января 1943 года.

Сгорели в результате бомбёжки или вывезены?

Что произошло с оставшимися в городе произведениями искусства, которые так и не эвакуировали, до сих пор загадка. Сохранилась докладная записка коменданта здания, что, после того как в Дом губернатора ещё 5 июля 42-го попала бомба, там начался пожар. Но при этом само здание уцелело, а значит, могли сохраниться какие-то картины. Однако ни одного произведения после освобождения города и по сегодняшний день обнаружить не удалось.

— Ясного представления о том, что сгорело при бомбёжках, что было вывезено фашистами, нет, так как документальные свидетельства не обнаружены, но потери велики — собрание икон, скульптура, фарфор, довоенные плакаты. Утрачена живопись 20 — 30-х годов XX века. Уничтожен целый пласт, отражавший историю художественной жизни Воронежа конца XIX — 30-х годов XX века, — говорит главный хранитель музея им. И.Н. Крамского Елена ПШЕНИЦЫНА.

«Нужен ли музей в почти уничтоженном городе…»

В октябре 1945 года музей вернулся из Омска. его сотрудник Леонид Митрофанович Афанасьев вспоминал: «Со станции я ехал в последнем грузовике, перевозившем наши экспонаты в город. Ночью еле узнал проспект, на котором громоздились остовы разрушенных, обгоревших зданий. Было жутко, думал с грустью о том, как восстановится музей, да и нужен ли он кому-нибудь сейчас в этом почти полностью уничтоженном городе».

Всё же музей вновь открыл свои залы, причём буквально через месяц — 7 ноября 1945 года. Но уже в другом здании — на проспекте Революции, 18, где находится по сей день. Это историческое здание, построенное в 1777 — 1779 годах в стиле барокко, во время войны пострадало меньше других строений.

В архиве музея сохранился документ — «Список экспонатов Воронежского музея изобразительных искусств, погибших при немецкой оккупации в 1942 году». Фотографий большинства утраченных ценностей не осталось. Сейчас только по описаниям произведений можно представить, какими они были. Например, в коллекции музея была абстракция яркого представителя русского авангардизма польского происхождения, автора знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича: «На белом фоне по диагонали написан жёлтый прямоугольник, рядом с ним помещён темно-зелёный прямоугольник, по направлению к левому нижнему углу написана синяя полоса, далее — короткая широкая и другая — длинная и узкая».

Сотрудники музея им. Крамского составили максимально полный каталог пропавших культурных ценностей и не теряют надежды, что что-то из них, возможно, будет обнаружено в других музеях или у частных коллекционеров. Подобные прецеденты уже были. Например, пропавшая из Русского музея во время войны картина Ореста Кипренского «Портрет Петра Басина» была найдена в конце 1990-х в США и возвращена в Петербург.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.