В Москве зрители стоя аплодировали участникам спектакля «100% Воронеж»

На фестивале «Золотая маска» показали единственный в России документальный спектакль о городе

18.03.2019 21:33
МОЁ! Online
14

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Спектакль «100% Воронеж», которым открылся Платоновский фестиваль 2018 года, без преувеличения, стал сенсацией 12 марта на театральном фестивале «Золотая маска» в Москве. Полный зал, овации, а артистов трижды вызывали на поклон. Точнее, не профессиональных артистов, а 100 обычных воронежцев, которые рассказывают и о своём городе, и о себе. По версии ТАСС, «100% Воронеж» входит в десятку самых необычных спектаклей «Золотой маски».

Постановка «100% Воронеж» — это российская премьера проекта «100% City» немецкой театральной компании Rimini Protokoll, который был реализован уже в 35 городах мира. Спектакль основан на реальных данных статистики о Воронеже – от количества населения, соотношения мужчин и женщин и других. По сути, это живой город, жизнь которого от общих цифр сводится к судьбе конкретного человека. О том, как воронежцы покоряли Москву, рассказала художественный редактор газеты «МОЁ!» Надежда Рахманина, которой посчастливилось стать участницей спектакля.

Заменили четырёх участников

На Платоновском фестивале «100% Воронеж» показали трижды. А подготовка к спектаклю заняла полгода. По задумке авторов проекта в спектакле участвуют сто человек разных возрастов, национальностей, профессий, вероисповеданий, семейных положений, то есть максимально приближенных к социальной выборке. Набирали участников по принципу снежного кома. Первым должен был стать социолог (это преподаватель социологии ВГУ Елена Литинская), который потом выбирал следующего участника по заданию режиссёров проекта, второй – третьего и так далее. Надежда стала представителем 1% белорусов, проживающих в Воронеже.

Для участников «100% Воронежа» полной неожиданностью в октябре 2018 года стало выдвижение на главную театральную премию страны «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

— Когда мы выступали на Платоновском фестивале, все участники получили огромное удовольствие от участия в этом проекте, но никто даже и не думал, что нам снова придётся собраться, тем более по такому поводу, как «Золотая маска», — говорит Надя.

Удивительно, но почти все актёры собрались в полном составе, только четыре человека не смогли поехать в Москву, но им оперативно нашли замену.

— Были небольшие сложности с поиском татарина, но участники спектакля помогли найти замену, — рассказала координатор проекта «100% Воронеж» Мария Дедова.

Добирались до Москвы участники спектакля на поезде в два захода. Первая группа уехала в столицу 9 марта, вторая – утром 11. Декорации привезли на отдельном транспорте. Расходы на проезд и проживание команды «100% Воронежа», а в целом это 117 человек, включая помощников и музыкантов, которые играют во время постановки, поделили между собой дирекция Платоновфеста и фестиваль «Золотая маска».

Показ спектакля проходил в Московском Губернском театре, художественным руководителем которого является Сергей Безруков. Двум участницам «100% Воронеж» даже удалось встретить актёра в коридоре и сфотографироваться с ним. Правда, Безруков на показ воронежской постановки попасть не смог – 12 марта он был на вечере памяти, посвящённом годовщине со дня смерти Олега Табакова.

«Справиться с волнением помогли аплодисменты»

Надежда рассказала, что перед показом в Москве у участников спектакля было три репетиции. Первая состоялась ещё в Воронеже, правда, без режиссёра. А вторая и третья — в Московском Губернском театре, на которую приехали режиссёр постановки Хельгард Хауг и худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков.

— Вторая группы участников спектакля, в которой была я, выехала в Москву рано утром, после заселения в гостиницу и небольшого перерыва всю нашу компанию на двух автобусах отвезли в театр на репетицию, — рассказала Надежда. – Мы прогоняли весь спектакль, некоторые сцены по нескольку раз. Репетиция длилась больше шести часов и закончилась ближе к полуночи. Первый день получился насыщенным и физически сложным. В спектакле задействованы люди от 4 до 87 лет, но и дети, и наши старшие артисты отлично справились и всё выдержали. Это восхищало.

Артистам «100% Воронеж» потребовалось время, чтобы привыкнуть к сцене Губернского театра. Как рассказала Надежда, она оказалась несколько меньше, чем в Воронежском театре оперы и балета, где была премьера постановки.

— Особенно это чувствовалось, когда мы изображали один день из жизни Воронежа и хаотично перемещались по сцене, — говорит Рахманина. – Зато пространство за сценой Губернского театра довольно большое и с прекрасным техническим оснащением. Было очень интересно побродить за кулисами, посмотреть на всю эту театральную кухню.

На «100% Воронеж» билеты раскупили ещё за несколько месяцев, в зале был аншлаг. Как говорит Мария Дедова, компания Rimini Protokoll довольно известна в Москве и их спектакли всегда событие.

– Перед выходом на сцену все очень волновались, – рассказывает Надежда. – Всё-таки мы выступали перед искушённой московской публикой. Но когда мы услышали, как москвичи тепло встречают каждого нового участника, стало немного легче. По ходу спектакля мне нужно было станцевать коротенький народный танец. На репетициях всё было отлично и я чувствовала себя довольно уверенно, а на самом показе этот момент прошёл как во сне, не упала на сцене – уже хорошо. Вообще-то, если бы несколько лет назад мне кто-то сказал, что я буду выступать на сцене одного из московских театров, а аплодировать мне будут такие актёры, как Игорь Костолевский, я бы восприняла это как полный бред. Поэтому хочется сказать спасибо компании Rimini Protokoll и организаторам Платоновского фестиваля за это прекрасное приключение, которое я никогда не забуду.

«Спектакль больше про Россию, чем про Воронеж»

Во время показа у артистов на сцене и зрителей получилось живое взаимодействие. На многие высказывания о городе, о политике зал бурно аплодировал, на какие-то выражал своё несогласие.

– Мы чувствовали, как зрители активно включились в спектакль. У нас была сцена с открытым микрофоном, где участники спектакля озвучивали свою позицию по разным вопросам. Один мужчина сказал, что хотел бы, чтобы Волгоград переименовали в Сталинград в память о битве во время войны. И в зале пошёл недовольный гул, кто-то даже выкрикнул слово «позор». В целом, мне показалось, что московские зрители более свободно выражали свои эмоции, чем воронежцы.

После показа зрители, в их числе был и президент премии «Золотая маска» Игорь Костолевский, аплодировали артистам «100% Воронежа» стоя и долго их не отпускали.

— После показа нас поблагодарила Хельгард, а Михаил Бычков сказал, что всё прошло даже лучше, чем в Воронеже, — говорит Надежда. – Но нельзя сказать, что для москвичей мы больше старались. Мы представляли целый город, это очень ответственно, поэтому все как-то собрались.

В соцсетях очень много отзывов о «100% Воронеж», и все, какие нам удалось найти, восторженные. Например, журналист из Самары Ксения Аитова, которая была на показе, написала: «Это какая-то завораживающая штука сама по себе: что можно вот так наглядно, во плоти представить социологию. И это спектакль про Россию в гораздо большей степени, чем про Воронеж. Вообще такую бурную реакцию зала на этой «Маске» пока видела только на омском спектакле «Время секонд хэнд».

Победители премии «Золотая маска» будут объявлены 16 апреля на сцене Большого театра.

Напомним, что кроме «100% Воронеж» в премии «Золотая маска 2019» участвуют балет «Корсар» Воронежского театра оперы и балета и спектакли Воронежского Камерного театра «Антигона» и «Мы».

Желаем удачи и победы всем участникам воронежских постановок!

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.