В Воронеж привезли чайник Малевича и макет советского умного дома

В музее им. И.Н. Крамского открылась бесплатная выставка столетней истории российского дизайна

11.08.2019 14:29
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В музей им. И.Н. Крамского привезли уникальный проект — выставку «История российского дизайна 1917 — 2017» из коллекции Московского музея дизайна. Экспозиция открылась 8 августа. Посмотреть, как развивался дизайн в нашей стране от авангарда до современности, можно будет до 29 августа. Выставка для посетителей бесплатная.

Как рассказала директор по развитию Московского музея дизайна, историк искусства Ольга Дружинина, для выставки кураторы отобрали самые знаковые для российского дизайна объекты. Это или работы известных авторов, или макеты прорывных проектов, которые так и не были запущены в массовое производство.

— Почему мы ведём отсчёт для выставки с 1917 года? Именно в этот исторический период в нашей стране зарождается промышленный дизайн как профессиональная сфера деятельности, — рассказала Ольга. — Условно выставку мы разбили на три раздела: авангард, советский дизайн и современный дизайн.

Кстати, на выставке интересны не только сами экспонаты, но и оформление экспозиции. Выставка задумывалась путешествующей, поэтому для перемещения объектов были сделаны специальные короба. С их помощью выставка легко собирается, перевозится и адаптируется к любому пространству. Собственно, на этих ящиках и размещены экспонаты.

Куратор выставки Ольга Дружинина провела по экспозиции экскурсию, на которой мы выбрали семь интересных и показательных объектов.

Книги и журналы с новым дизайном

После революций новый строй в стране нуждался и в новом визуальном языке. Как отмечает Ольга Дружинина, именно графический дизайн быстрее всего реагирует на изменения, потому что напечатать плакат гораздо проще, чем сделать новую машину или шкаф и запустить их в производство. Именно графический дизайн стал проводником новых форм визуального искусства художников-авангардистов, которые занимались оформлением книг, журналов, плакатов.

Фото Игоря Филонова

Стали использовать сочетание разных шрифтов, но не более двух-трёх, букв разных размеров, простые цвета — обычно красный, белый и чёрный. В качестве примеров на выставке представлена книга «Конструктивизм» Алексея Гана, два издания Владимира Маяковского — «Хорошо» и «Два голоса», а также журнал «ЛЕФ», который выходил под редакцией Максима Горького. Со временем новаторские приёмы стали использоваться широким кругом художников.

— В журнале «ЛЕФ» впервые был использован приём фотомонтажа, то есть комбинации из нескольких фото, — поясняет Ольга Дружинина. — Этот приём выглядел более динамично по сравнению с обычным фото.

Белый сервиз Казимира Малевича

Начиная с 1917 года художников стали приглашать на производство для создания утилитарных вещей. В этом плане показательна работа Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который после Октябрьской революции был переименован в Государственный фарфоровый завод. Для работы на завод привлекали художников-авангардистов.

Фото Игоря Филонова

В 1923 году по эскизам основоположника супрематизма Казимира Малевича был сделан белый сервиз. На выставке можно увидеть чайник и «половинчатые» чашки. Традиционные формы Малевич заменил упрощёнными полусферами с прямоугольными ручками. Никакой росписи — белый монолит. Примечательно, что у художника не было цели сделать удобную посуду.

— С сервизом связано много историй, — говорит Ольга Дружинина. — С чайником история более подтвержденная. Малевичу как-то сказали, что это неудобный чайник. А художник ответил: «Это не чайник, это идея чайника». Он и про «Чёрный квадрат» говорил, что это идея о том, как зарождается живопись. Так же и с чайником — это идея того, как зарождается новый функциональный предмет. А про чашки такая легенда: как-то к Малевичу пришли друзья и сказали: «Мы ненадолго, на полчашечку». Так и появились эти полчашечки.

Плакаты Родченко и Маяковского

В начале 1920-х годов плакат стал одной из самых актуальных форм искусства, так как он мгновенно привлекал внимание и информировал. На выставке представлены плакаты, над которыми работали художник, скульптор и фотограф Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский.

Фото Игоря Филонова

Лаконичные цвета, блоки текстов и геометричные композиции в них дополняют броские фразы Маяковского, например как в плакате для «Резинотреста»: «Лучших сосок не было и нет» 1923 года. В своём творческом тандеме «реклам-конструкторов» Родченко и Маяковский создали более ста рекламных плакатов, листовок и вывесок.

Шахматный стол Александра Родченко

Художник Александр Родченко в 1925 году специально для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже разработал проект «Рабочий клуб». Это была первая международная выставка, где принял участие Советский Союз. По задумке автора клуб должен был стать местом интеллектуального досуга промышленных рабочих, где они могли общаться, смотреть кино, играть в шахматы и заниматься самообразованием.

Фото Игоря Филонова

Проект Родченко на выставке в Париже получил первую премию. Советское правительство передало всю обстановку «Рабочего клуба» в дар коммунистической партии Франции. Что произошло с работой художника и где она сейчас — неизвестно. На выставке в музее им. И.Н. Крамского можно увидеть макет шахматного стола, придуманного художником. Все предметы, созданные Родченко, легко трансформировались: шахматная доска была на шарнирах и переворачивалась, наклон столешницы регулировался, стулья тоже складывались.

«Перспективное такси»

Примечательно, что на выставке не представлены экспонаты периода с начала 30-х по конец 50-х годов.

— В 20-х годах всё начиналось хорошо: художники пришли на производство, стали
называться художниками-конструкторами, они начали работать с инженерами. Правда, в производство придуманные художниками вещи почти не шли, — рассказывает Ольга Дружинина. — А в 30-х годах вышло постановление о борьбе с формализмом в искусстве, был взят курс на соцреализм, и на этом история с авангардом закончилась. Потом началась Великая Отечественная война, и стране было не до дизайна. И только в конце 50-х годов советское правительство обратило внимание на то, что у населения появился запрос на эстетичные вещи. 28 июля 1962 года вышло постановление правительства об улучшении товаров народного потребления методом художественного конструирования. Формулировка не случайна. Дело в том, что в СССР официально никогда не использовалось слово «дизайн» до конца 1980-х, оно считалось буржуазным. Вместо дизайна у нас было художественное конструирование и техническая эстетика.

В том же 1962 году был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), призванный создать государственную систему дизайна. Его головной офис был в Москве, а также было ещё десять филиалов в крупных городах. ВНИИТЭ занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, проводил научные исследования, руководил образовательной деятельностью. Теоретическая база Института была одной из самых сильных в мире, но многие его проекты так и остались на бумаге из-за недостаточной подготовленности промышленности. Так было и с «Перспективным такси», которое называют первым минивэном. Он представлял собой маленький компактный автобус. На выставку в Воронеж привезли макет такси ВНИИТЭ.

Фото Игоря Филонова

— Советский дизайн был очень человекоориентированным и направленным на потребителя. Любое проектирование начиналось с большого исследования — зачем, кому и для чего это нужно, — рассказывает куратор выставки. — В 1964 году Министерство транспорта решило, что машины такси, которые обслуживают население, должны выглядеть по-другому. И во ВНИИТЭ придумали новое такси. Впервые двигатель из передней части перенесли назад, потому что предпроектные исследования показали, что так будет удобно и водителю, и пассажирам. Опустили пол, чтобы можно было зайти с детской и инвалидной коляской. Дверь сделали раздвижную, что экономило место на парковке, а водитель мог управлять этой дверью. Всё было продумано до мелочей. Два образца были сделаны на опытном производстве при ВНИИТЭ, один из которых месяц ездил по улицам Москвы. Алексей Косыгин выпустил постановление, что машина должна пойти в производство. Но ничего не вышло, потому что промышленники сказали, что никогда не смогут выпустить такую машину. По сути, в 1964 году была придумана идея первого минивэна, которая многим понравилась. Десять лет спустя известный итальянский автомобильный дизайнер Джорджетто Джуджаро попытался её повторить, но получилось не очень удачно. Только в 80-х годах первые минивэны были запущены в массовое производство.

«СФИНКС» (суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс)

В 1986 году группа художников-конструкторов разработала домашний телерадиокомплекс «СФИНКС». Он считается одним из самых известных проектов ВНИИТЭ. Планировалось, что к 2000 году дома будут оснащены такими комплексами. Сейчас такое устройство назвали бы умным домом. Дизайн «СФИНКСа» чем-то напоминает современные макбуки. Телерадиокомплекс представлял собой несколько жидкокристаллических экранов и колонки.

Фото Игоря Филонова

Предполагалось, что у прибора будут датчики, которые установлены дома, в машине. У человека был браслет тоже с датчиками, который измерял его температуру, частоту пульса и другие показатели. На основе этих данных «домашние датчики» регулировали освещённость и температуру в доме. Также из машины владелец «СФИНКСа» мог, пока едет домой, набрать, например, себе ванну, включить плиту и погреть чайник. Но проект на практике реализовать не удалось.

Современные игрушки «Зоопарк» и «Человечки»

Раздел современного дизайна на выставке представлен знаковыми предметами, которые были также отмечены за рубежом на профессиональных выставках и фестивалях. В этом разделе представлены факел Олимпийских игр в Сочи 2014 года, аэробраслет, портативный кинотеатр и даже бытовой фильтр «Барьер».

Однако особое внимание привлекает детский конструктор «Зоопарк» и «Человечки», который был придуман дизайнерами Анастасией Щербаковой и Василием Перфильевым в 2011 году. Игрушки сделаны из высококачественных натуральных материалов, имеют российские и международные сертификаты, состоят из простых форм и помогают развивать воображение, создавая новые образы из конструктора.

Фото Игоря Филонова

Сейчас их деревянные конструкторы для детей, напоминающие предметы авангарда 1920-х годов, продаются практически по всему миру. Их можно встретить даже в музеях, например в Центре Жоржа Помпиду в Париже. А в 2017 году авторы «Человечков» и «Зоопарка» получили престижную награду Red Dot Design Award.

Подробнее об объектах выставки «История российского дизайна 1917 2017» читайте в номере «МОЁ!» от 13 августа.

В ТЕМУ


Выставку о столетней истории российского дизайна дополнят лекции и кинопоказ

Во время работы выставки «История российского дизайна 1917 — 2017» запланирована образовательная программа из двух лекций и кинопоказа. Начало всех образовательных мероприятий в 18.00. Вход бесплатный по предварительной регистрации.

Лекция «Вечно живое прошлое. Дизайн как эволюция идеи» от специалиста по истории дизайна жилой среды Павла Ульянова пройдёт 15 августа. Павел основал проект Chairmuseum — это коллекция стульев и кресел индустриального дизайна ХХ века. На их примере историк дизайна раскроет трансформацию базовых идей основ шедевров мебельного дизайна на протяжении сотен лет. Историк архитектуры, дизайна и градостроительства Николай Васильев 22 августа прочитает лекцию «Архитектура и дизайн XX века» и на примере советской архитектуры и дизайна расскажет о взаимоотношениях между проектными искусствами и роли архитекторов в становлении дизайна как отдельной дисциплины.

Кинопоказ «Дизайн в СССР» состоится 29 августа. Документальный фильм вышел в 1979 году. Картина была снята для популяризации советского дизайна за рубежом. Фильм рассказывает о проектировании и создании предметов быта, рабочих мест, машин, самолётов, станций метро, жилых, рабочих помещений, зданий, улиц. После кинопоказа пройдет дискуссия с куратором выставки Александрой Саньковой.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.