Спектакль с петухом-актёром показали в воронежском театре

В рамках Платоновского фестиваля показали постановку из Колумбии

11.06.2025 18:15
1293

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Колумбийский спектакль с петухом-актёром показали в Воронеже на Платоновском фестивале

В рамках Платоновского фестиваля искусств, который проходит в эти дни в Воронеже, зрители увидели спектакль «Полковнику никто не пишет» (16+) колумбийского режиссёра Хорхе Али Триана. Первый показ состоялся в Театре драмы им. А. Кольцова вчера, 10 июня.

В основу спектакля легла одноимённая повесть (16+) лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсии Маркеса, родившегося в Колумбии. Обычно, когда заходишь в книжный магазин, на полках с зарубежными книгами в основном стоят произведения европейских и азиатских авторов. И потому выбор в пользу южноамериканского писателя кажется чем-то необычным и экзотическим для воронежского зрителя. И именно эта, если так можно сказать, экзотика привлекала на протяжении всей постановки.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

Действие пьесы переносит зрителей в Колумбию 1956 года, в период политического кризиса, когда разразилась борьба между двумя партиями. По словам исполнителя главной роли, это важный исторический отрезок, который затронул практически каждого жителя страны.

Пьеса рассказывала о полковнике в отставке, который после смерти сына был вынужден вместе со своей больной женой выживать в нищете и бедности. Главного героя сыграл колумбийский актёр Херман Харамильо. Старик, у которого нет имени, на протяжении всего спектакля ждал письма о полагающейся ему, как ветерану войны, пенсии, но полковнику так никто и не писал. Он был вынужден продавать свои вещи и цепляться за последние гроши. Но при всём своём бедственном положении полковник не унывал, а в ссорах с женой острил и подшучивал, что вызывало смех среди зрителей.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

Последней надеждой полковника оставался его петух. Герой кормил и готовил питомца к боям, надеясь на этом заработать. Своему задиристому другу он отдавал последнюю еду, думая в первую очередь только о нём.

Роль пернатого товарища полковника сыграл петух по кличке Петя. Такое имя дал ему сам актёр. Петя стал третьим петухом, с которым Херман Харамильо поработал над постановкой «Полковнику никто не пишет» (16+). Первый был в Нью-Йорке, второй — в Богате в Колумбии. На пресс-конференции перед спектаклем исполнитель главной роли рассказал, что у них с Петей сразу возникла особая связь:

— Как только я его увидел, то понял, что он очень добрый, очень щедрый и очень нежный, — пересказывает слова актёра его переводчик. — Но при этом в нём есть, так сказать, «порода». Этим словом мы обозначаем благородство тех животных, которые участвуют в состязаниях. Петух должен быть решительным и смелым. Как только я его увидел, то сразу понял, что это благородное животное. Он не использовал клюв и шпоры. Мы сразу выстроили с ним особые отношения. Именно поэтому мы живём с ним в одном номере и разговариваем по ночам. Он поёт в четыре, пять, шесть утра, а я ему отвечаю.

Петя стал не просто декорацией или реквизитом на сцене, а одним из главных актёров спектакля. Полковник всё время разговаривал с ним, изливал душу и будто бы исповедовался. Некоторые сцены из повести, которые детально описывались в первоисточнике, герой пересказывал своему питомцу, что придало их связи несколько иную глубину, нежели в оригинале. Взаимоотношения петуха и полковника на сцене передавали зрителям то, насколько одинок главный герой, и какие надежды он возлагает на своего любимца.

Перед зрителями Петя вёл себя спокойно, лишь иногда дёргал лапками, когда актёр брал его в руки, и при этом за всё время ни разу не крикнул. Только перед началом постановки было слышно громкое пение петуха за кулисами.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

В постановке сыграли и другие артисты. Все они родом из Колумбии, но учились актёрскому мастерству в России по методике Станиславского. На сцене герои говорили на испанском языке,  для зрителей предусмотрели русские субтитры. Такое решение придало происходящему особый колорит. Актёры произносили слова с характерным латиноамериканским тоном и интонацией.

— Я бы посмотрела ещё подольше, — поделилась одна из зрительниц. — Очень интересно слышать чужой язык, видеть манеру поведения иностранцев.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

Однако не всем понравился такой подход. Некоторые зрители после спектакля отметили, что им было сложно наблюдать за происходящим на сцене и при этом читать субтитры. Экран с текстом находился довольно высоко над актёрами.

— Мне было немножко сложно смотреть. Хотелось больше наблюдать за сценой, — рассказала другая зрительница. — Мы сидели внизу на третьем ряду. И когда глаза высоко поднимаешь, то немного теряешь происходящее.

На спектакле была и региональный министр культуры Мария Мазур. В разговоре с корреспондентом «МОЁ!» она отметила, что все иностранные постановки Платоновского фестиваля проходят с субтитрами, но это не должно помешать насладиться представлениями.

— Это удивительное сочетание — ты читаешь и смотришь на сцену, — рассказала министр после спектакля. — Это всё едино, и оно не мешает увидеть всю игру актёров.

Под национальный колорит подобрали и костюмы героев. Актёры ходили в белых пиджаках и брюках, некоторые носили летние рубашки нараспашку, шляпы и кепки. Отдельно стоит отметить и декорации. Старый стол, клетка петуха, домашний алтарь и сетчатая кровать с простеньким матросом и постельными принадлежностями. Всё это помогло передать атмосферу безнадёжности и бедности, в которой живёт полковник со своей женой.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

В конце пьесы зрители наградили актёров аплодисментами. Почти весь зал хлопал стоя. Многие остались под большим впечатлением. Понравилось даже тем, кто с оригинальной повестью не был знаком.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

После спектакля корреспондент «МОЁ!» поинтересовался у Марии Мазур и посла Колумбии в РФ Эктора Аренас-Нейра, что они думают о прошедшей пьесе. Первые лица были рады реакции публики и её бурным аплодисментам.

— Воронежский зритель великолепен, — сказал посол. — Думаю, что публика очень хорошо приняла этот спектакль наших колумбийских актёров. Вижу, что всем понравилось. Мы ещё очень рады, потому что это у нас первый спектакль из Колумбии в Воронеже

— Действительно, всем понравилось, — прокомментировала Мария Мазур. — Были очень жаркие аплодисменты и крики «Браво!».

Спектакль стал не просто приятным времяпровождением вечера для воронежцев, но и отличным входным билетом в латиноамериканскую литературу и культуру. Зрители окунулись не только в колумбийский колорит, но и прочувствовали боль и тяжесть судьбы героя.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».