Жители Воронежской области массово страхуют свои дома, опасаясь паводка

Готовы ли власти и жители региона к повторению паводка прошлого года

22.02.2019 08:40
МОЁ! Online
4

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

В ряде районов Воронежской области жители начали готовиться к паводку, который, по прогнозам синоптиков, может быть не менее интенсивным, чем прошлой весной.

По официальным прогнозам, в зоне возможного затопления во время половодья предстоящей весной могут оказаться 55 населённых пунктов в 21 муниципальном районе Воронежской области. В зоне наибольшего риска Новоусманский, Рамонский и Калачеевский районы.

Почему пострадавшие от прошлогоднего паводка не спешат делать ремонт в домах?

Микрорайон Остров в Калаче во время прошлогоднего паводка почти полностью ушёл под воду. Местных жителей отсюда даже пришлось эвакуировать в места временного пребывания. Те, кто остались в своих домах, до сих пор вспоминают, как неделю не могли выйти за порог. Уровень воды в некоторых дворах показывают, красноречиво проводя ладонью по груди.

На выплату материальной помощи пострадавшим от весеннего половодья в 2018 году в Воронежской области было выделено почти 30 млн рублей.

Однако максимальный размер компенсации на одно домовладение не превышал 40 тыс. рублей (да и то после решения особой комиссии, многим выплатили и того меньше — по 10 — 20 тыс.). Это при том, что у людей погибла скотина, вышли из строя отопительные котлы, у кого-то был испорчен дорогостоящий ремонт.

С другой стороны, государство ведь не обязано полностью возмещать убытки от стихии тем, кто сознательно шёл на риск, строя жильё в потенциально опасном месте.

Житель Калача Алексей показывает уровень воды, который был в его дворе весной прошлого года
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

— Но мы живём тут с 1980-х годов и никогда такой страсти не видели, — рассказывает Владимир Иванович, житель ул. Заречье, одной из самых пострадавших от паводка в Калаче. — Когда нам выдавали разрешения на строительство, никто не предупреждал, что мы рискуем быть затопленными.

Кстати, многие, даже получив небольшую компенсацию, не стали восстанавливать ремонт после прошлогоднего паводка. Боятся повторения потопа в этом году.

— Мы теперь научены горьким опытом, — рассказывает Алексей, сосед Владимира Ивановича. — Понимаем, что помощи ждать не от кого и надо надеяться только на себя. В этом году мы застраховали жильё. И так поступили многие на нашей улице. А ещё в марте надо закупить продуктов впрок. Прошлой весной я перед началом паводка увёз жену и тёщу к родственникам. А сам остался следить за домом. Так вот из дома я не мог выйти неделю. Благо были запасы еды — кое-как протянул.

Каковы причины прошлогоднего паводка?

Напомним, в апреле 2018 года Воронежская область, без преувеличения, ушла под воду. Паводок в прошлом году оказался одним из самых обильных в регионе за последние несколько десятилетий. Был почти побит рекорд 1974 года: тогда уровень воды достиг 6,9 метра.

Из-за паводка было затоплено 7 низководных мостов, более 350 домов (в которых проживает 2,5 тысячи человек) и более тысячи приусадебных участков.

Аномальный паводок 2018 года спровоцировало сразу несколько причин. Первая — лежащая на поверхности — резкое таяние снега. За последнюю декаду марта область завалило снегом. А с 1 апреля пришло резкое потепление. Солнце при плюсовой температуре буквально за неделю растопило огромные снежные завалы. Из-за стремительного наплыва талой воды реки вышли из берегов.

Вторая причина заключалась в том, что владельцы некоторых частных прудов из-за резкого таяния снега испугались переполнения своих искусственных водоёмов и спустили их в ближайшие реки.

После прошлогоднего потопа многие калачеевцы не делали новый ремонт
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Ну, и, наконец, третья, самая глубинная причина — это неконтролируемая застройка в зонах подтопления. Понятно, что случилось это не за один год, а длилось несколько последних десятилетий. Но факт остаётся фактом: пользуясь несовершенством Водного кодекса и федеральных законов и раздавая направо и налево разрешения на строительство дач и особняков на лакомых кусках земли в поймах рек, местные власти спровоцировали ситуацию, когда даже незначительно превышающее норму половодье может привести к печальным последствиям.

— По сути дела, что такое дом с добротным забором, построенный в пойме, куда река должна разливаться весной? — рассуждает главный метеоролог Воронежской области Александр СУШКОВ. — Это мини-плотина. А если этих плотин десятки, а то и сотни? Куда деваться воде во время половодья?

О том, может ли повториться рекордный паводок прошлого года этой весной, читайте здесь.

Какие выводы из прошлогоднего паводка сделали власти?

Понятное дело, что уже построенные в поймах рек дома сейчас не снесёшь. Но предотвратить усугубление ситуации ещё можно. Сразу после прошлогоднего паводка областные власти вознамерились создать в регионе карту с границами зон подтопления (хотя по поручению президента, регионы должны были сделать это ещё в 2014 году). На эти цели из облбюджета было выделено 54 млн рублей. Срок завершения работ по контракту — 4 квартал 2019 года.

Власти ещё в прошлом году обещали создать специальную карту подтоплений
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

Как пояснили нам в департаменте природных ресурсов и экологии, эта карта позволит установить особый режим использования территорий, входящих в зону подтопления. В частности, запрещать там дальнейшее строительство.

Правда, полностью запретить строительство в этих зонах местная власть не может (это противоречит федеральному законодательству). А вот наложить обременения — да. К примеру, хочешь построить особняк или новый посёлок — пожалуйста. Только перед этим предоставь проект строительства инженерной защиты нового объекта от затопления.

Кроме того, владельцы жилья, которые окажутся в границах зон подтопления, теперь не смогут рассчитывать на компенсацию, если их имущество не будет застраховано.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».