«Следом будут запрещать йогу?». Что думают воронежские врачи и пациенты о гомеопатии (ОПРОС)
Будет ли спецкурс по гомеопатии убран из образовательной программы Воронежской медакадемии и что думают воронежские врачи об объявлении её лженаукой
Одной из резонансных тем прошлой недели стал меморандум, который 6 февраля выпустила комиссия по борьбе с лженаукой Российской академии наук (РАН). Авторы меморандума (более 30 человек) объявили гомеопатию лженаукой, посчитав, что её принципы противоречат законам физики и химии, а эффективность лечения не доказана исследованиями.
Эксперты комиссии призывают Минздрав вывести гомеопатию из системы здравоохранения (в 1995 году она была признана официальным методом лечения), помещать на упаковки с гомеопатическими лекарствами информацию об их неэффективности. Рекомендуется запретить рекламу гомеопатических препаратов, свернуть образовательные программы в медвузах, посвящённые гомеопатии. Минздрав отреагировал на меморандум сдержанно, пообещав создать комиссию и разобраться с вопросом. А пока вокруг меморандума ведутся жаркие споры, корреспонденты «Ё!» разобрались, где у нас учат на гомеопатов, много ли их в Воронеже, а заодно что это вообще такое — гомеопатия.
Тринадцать лет назад у жительницы Воронежа, директора компании по пошиву одежды Ольги КОВАЛЬ тяжело заболела мама, Мария Фроловна Полухина. Хирурги городской больницы № 2 четыре часа делали ей операцию на кишечнике, после чего 72-летнюю женщину быстро выписали домой — боялись, что она умрёт прямо в больнице.
— От традиционных лекарств маме становилось плохо, отказывали почки, её рвало. И тогда я решила попробовать гомеопатию, — рассказывает Ольга Алексеевна. — Наверное, хирурги той больницы удивятся, но моя мама жива до сих пор, сейчас ей 85 лет. С помощью инъекций гомеопатических препаратов мы не только подлечили кишечник, но и восстановились после инсульта, победили частичный паралич ног. К гомеопатическому лечению прибегает вся наша семья — и я уверена, что оно помогает! Не понимаю, почему так ополчились на гомеопатию, это же личный выбор каждого, как лечиться. Следом, видимо, лженаукой объявят йогу — ведь её эффективность тоже не объяснить формулами…
Врач-гомеопат, лечивший Марию Фроловну, доктор медицинских наук, доцент Елена БОРИСОВА принимает в поликлинике № 10, как невролог-гомеопат, а ещё преподаёт в Воронежском медуниверситете спецкурсы по гомеопатии. Как выяснили корреспонденты «Ё!», в ВГМУ на кафедре по фармакологии для студентов уже более 10 лет существует кружок по гомеопатии, а для дипломированных врачей на базе института дополнительного образования есть курс повышения квалификации по гомеопатии в 216 часов. По окончании курса слушателям выдаётся удостоверение, что они могут применять гомеопатию в своей практике. Каждые пять лет эту квалификацию надо подтверждать, проходя мини-курсы по 72 часа. По нашей информации, пока о сворачивании программ речи не идёт.
Елена Борисова, которая проходила стажировку у британских гомеопатов, написала кандидатскую и докторскую диссертации по гомеопатии и считает, что её нельзя противопоставлять традиционным лекарствам:
— Ни один гомеопат в здравом уме не предложит пациенту полностью заменить привычные лекарства на гомеопатию, — говорит она, — У них разные способы действия. Обычные (аллопатические) лекарства восполняют недостаток определённых веществ в организме, а гомеопатические стимулируют органы работать правильно.
Пока Минздрав не сказал ни «да», ни «нет» о «лженаучности» гомеопатии, доктора, работающие в государственном здравоохранении, отказываются общаться с журналистами на эту тему — судя по всему, боятся, что их точка зрения не совпадёт с официальной. В неофициальных беседах признаются, что не прописывают гомеопатические лекарства пациентам, так как они не входят в официальные стандарты лечения заболеваний. То же самое говорит врач-кардиолог высшей категории, к.м. н., главврач медцентра «Широких сердец», Юлия ШИРОКИХ:
Я считаю, что доктора должны прежде всего ориентироваться на документально закреплённые стандарты. Есть официальные списки лекарств — с доказанной эффективностью, с сомнительной эффективностью и неэффективные. Гомеопатии нет ни в одном из них. Я слышала, что моим знакомым эти препараты помогают. Однако считаю, что, пока они не войдут в стандарты медпомощи, я не имею права назначать их пациентам. А для этого гомеопатическим фармкомпаниям (кстати, многие такие предприятия есть и в России. — Ё!) не помешало бы провести исследования, доказывающие эффективность их препаратов. Лично я о таких исследованиях не слышала. Кроме того, меня смущает, что у гомеопатических лекарств вообще нет противопоказаний и побочных эффектов. Ведь даже на сахар и целлюлозу, из которой сделаны таблетки, могут развиваться, например, аллергические реакции.
От себя хотелось бы добавить — бороться с лженаукой правильно. Но почему все зациклились на гомеопатии? Ведь в аптеках продаётся множество других сомнительных препаратов! Взять хотя бы ряд противовирусных лекарств — написана не одна научная статья о том, что их эффективность не доказана серьёзными исследованиями, и это, кстати, подтверждает член комиссии по борьбе с лженаукой, кандидат биологических наук Александр Панчин. Тем не менее эти лекарства не только продаются и рекламируются, но и в отличие от гомеопатии входят в официальные стандарты лечения. А в свете просьб о запрете рекламы гомеопатии хочется вспомнить о распространённой рекламе ворожей и целителей — это, судя по всему, более научный способ лечения? Но вместо того чтобы разобраться с бардаком, который царит на медицинском рынке, академики РАН собираются выпустить новый меморандум… против астрологии.
Читать все комментарии