«Последней каплей стали угрозы коллекторов, и я пошёл стрелять»

Воронежский пенсионер Александр Зонов на суде рассказал, зачем убил старшего сына, невестку, а также пытался лишить жизни судебного пристава

08.10.2018 13:15
МОЁ! Online
308

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В воронежском облсуде рассматривается резонансное уголовное дело. На скамье подсудимых  64-летний Александр Зонов. Год назад пенсионер из ружья застрелил своего 39-летнего сына, его 37-летнюю жену, а также тяжело ранил 31-летнюю начальницу отдела судебных приставов Советского района. По словам обвиняемого, пойти на жестокое преступление его заставил многолетний конфликт с бывшей семьёй из-за раздела имущества.

Оставили без угла и денег

Суд над Александром Зоновым идёт с середины сентября. Свои показания на процессе дали более 20 свидетелей. А в пятницу, 5 октября, был допрошен сам Александр Зонов.

Мужчина, которого ввели в зал судебных заседаний полицейские, совсем не похож на того здоровяка из ориентировки, по которой его разыскивали прошлой осенью. Прихрамывающий на одну ногу (последствия выстрелов полицейских при задержании), осунувшийся и сильно исхудавший — таким он предстал перед судом год спустя.

Александра Зонова вводят в зал суда
Фото Игоря ФИЛОНОВА

Пытаясь оправдать свой страшный поступок, Зонов тихим голосом начал рассказ о своей жизни. Он родился в 1954 году в городе Печоры Псковской области, всю жизнь работал водителем, а в 1990-х, после падения Советского Союза, смог открыть своё дело по продаже автозапчастей. Бизнес приносил неплохой доход, что позволило Александру, его жене и двум их сыновьям перебраться в 2000 году в Воронеж, где жили их родственники. В столице Черноземья Зонов открыл автомобильный павильон и шиномонтаж, построил двухэтажный дом в микрорайоне Тенистый и купил квартиру старшему сыну на соседней улице. До 2010 года семья жила в мире и согласии, пока жена Зонова не заподозрила, что у мужа появилась любовница. Простить измену она не смогла и с помощью старшего сына выгнала мужчину из дома.

— Я остался без угла и денег, — рассказал Зонов судье. — Ещё в 2008 году передал свой бизнес сыновьям с уговором, что ежемесячно они будут отдавать мне 40 тысяч рублей с доходов. Дом был оформлен на жену, а квартира — на моего сына Зонова А.А. (именно так на суде обвиняемый называл своего старшего сына, которого тоже звали Александр.«Ё!»). В 2010 году я ездил к другу в Тамань, а когда вернулся, узнал, что жена подала на развод. Ей кто-то сказал, что у меня появилась любовница. Старший сын мне так и заявил: «Ты для меня никто! Собирай шмотки и убирайся!» Я переехал жить в квартиру, которая была оформлена на него. Когда страсти немного улеглись, я приехал к сыну и попросил его переоформить квартиру на меня, ведь она куплена на мои деньги. На что услышал: «Меня от тебя тошнит, квартиры тебе не будет, освобождай её!» В тот же вечер Зонов А.А. пришёл с полицией и выгнал меня…

Почти год Александр Зонов скитался по съёмным квартирам. Работал сторожем, таксовал на своей старой «Волге». А в конце 2011 года подал иск на раздел имущества, которое оценивалось в 15 миллионов рублей. Зонову присудили второй этаж дома стоимостью 2,6 миллиона рублей, а также обязали старшего сына выплатить отцу компенсацию в размере 800 тысяч рублей.

Обвиняемый не называет убитого им сына по имени
Фото Игоря ФИЛОНОВА

— Но денег я не получил, — продолжает подсудимый. — Зонов А.А. пригласил меня к себе в офис, где со своим приятелем избил меня, заставляя написать отказную от имущества. Грозил: «Сбросим тебя в лог, никто искать не будет». Тогда остаться живым мне удалось только чудом: я увидел на столе нож, схватил его и, отмахиваясь, смог уйти…

Понимая, что с семьёй по-хорошему не договориться, Зонов подал объявление о продаже своей половины дома и обратился к судебным приставам, чтобы те взыскали долги с его семьи. По этому поводу за шесть лет в Советском районном отделе судебных приставов насчиталось 16 исполнительных производств. В итоге после долгих переговоров жена подсудимого согласилась выкупить у него часть дома за 2,6 млн рублей, но отдала на руки лишь 1,8 млн рублей, а ещё 800 тысяч пообещала отдать позже. На полученные деньги пенсионер купил дом в Бобровском районе, сделал там ремонт, после чего деньги закончились.

— Жена должна была мне 800 тысяч, но выплачивала эти деньги с пенсии по 5 — 6 тысяч в месяц, — продолжает Зонов. — Это сколько же мне надо было ждать, чтобы она со мной расплатилась! А ведь у неё и деньги были, и бизнес. Я решил, что имею право вернуться обратно домой, пока она не отдаст долг. Жена впустила, а вот сын был категорически против. После очередного моего иска в суд по поводу его долга он словно взбесился. Избил меня так, что я с разбитой головой пролежал в больнице 12 суток. Так мне и сказал: «Будешь знать, как с меня денег требовать!»

«Не надо было так»

Вспоминая события 27 сентября 2017 года — тот день, когда мужчина решился на расстрел и поджоги, — Зонов рассказывает, что не готовил это преступление заранее, а всё произошло спонтанно.

— На меня навалилось всё как снежный ком, — рассказал на суде Александр. — Больше пяти лет я добивался, чтобы судебные приставы взыскали с моей жены положенные мне по суду деньги, но безрезультатно. А когда жена подала ко мне встречный иск и выиграла, то приставы сразу же стали удерживать с меня почти всю пенсию. Какая-то в жизни несправедливость творилась. А в сентябре я не смог заплатить кредит за машину, и мне стали названивать коллекторы, угрожать. После каждого их звонка у меня давление подскакивало. Ну вот, накопилась во мне злость за то, что все меня обманывают, и пошёл стрелять…

Место двойного убийства.
Фото Андрея ГРЕБЕНИКОВА

Александр Зонов в суде рассказал, что в тот роковой день около 9 утра он подкараулил сына с невесткой у их дома на ул. Семёновской. Когда они сели в автомобиль, чтобы ехать на работу, Зонов открыл по ним стрельбу из ружья «Сайга», купленного им несколько лет назад. Невестка погибла от одного выстрела в голову, в сына Зонов попал шесть раз — тот умер от внутреннего кровоизлияния.

— Всё произошло быстро, их тел я не видел, не стал подходить к машине, — рассказал подсудимый. — Сразу сел в машину и поехал к дому, где мы проживали с женой. Открыл конфорки у газовой плиты, поджёг дом, а потом и баню, а затем сразу направился к начальнице приставов. Я не хотел её убивать, просто хотел спросить, почему не исполняются решения суда. В отделе мне сказали, что её нет на рабочем месте, но я не поверил. Специально задел её автомобиль, чтобы она вышла на улицу. Но оказалось, что её действительно не было, она приехала позже. Но разговаривать со мной не стала, сказала, что поговорим, когда приедет полиция. Это меня разозлило, я не смог сдержаться, взял ружьё и несколько раз выстрелил в неё. А после поехал, куда глаза глядят. Ну а потом меня задержали. Полицейских я не специально ранил, стал махать ножом, чтобы они меня застрелили. Конечно, я виноват и считаю себя сволочью, но не мной эта война была начата...

Зонову вменяют убийство, покушение на убийство, применение насилия в отношении представителя власти, незаконное хранение огнестрельного оружия и умышленное уничтожение имущества. Подсудимому грозит пожизненное лишение свободы.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.