БГ в Воронеже: «Пока Депп шевелится, надо снимать «Пиратов Карибского моря»
Лидер «Аквариума» рассказал, почему ему не нравится записывать песни в России, за что он любит Джонни Деппа и какой фильм заставил его хохотать
Борис Гребенщиков 9 февраля в Воронеже был в ударе. 64-летний музыкант дал пресс-конференцию, успел на эфир на радио и пообщался с корреспондентом «Ё!». БГ шутил, что очень давно не давал интервью в Воронеже и теперь отрывается. В Воронеже он говорил о новом альбоме, цензуре в искусстве, рэп-баттле и о своих картинах. Приводим самые интересные фрагменты из интервью с Гребенщиковым.
Про музыку
«В песне главное — спустить небо на землю»
Концерт Бориса Гребенщикова был посвящён 45-летию группы «Аквариум», который коллектив отметил ещё в прошлом году, а также выходу нового альбома «Время N». Скачать весь альбом можно будет 16 февраля в iTunes. Уже до своего выхода пластинка вызвала бурю обсуждения, особенно песня, название которой дословно мы привести не можем из-за нецензурного слова, поэтому заменим его следующим: «Время набубениться».
— Песней «Время N» я сам себя удивил, — признался БГ. — Я, честно говоря, вообще не думал, что меня на это хватит, потому что произнесение матерного слова на сцене для меня, во-первых, святотатство, во-вторых, физически противно, — признался музыкант. – Мне хочется потом прополоскать рот. Обхожусь тем, что потом сразу пою десяток других песен. А вообще в песне главное — спустить небо на землю. Когда вдруг в трёхминутном музыкальном произведении ты узнаешь главное про себя.
Про дурость в стране
«Из телевидения устроили сортир»
— Такой дурости, как сейчас у нас в стране, не было даже в советское время. Я говорю то, что вижу, чувствую и как ощущаю. По счастью, телевизор я не смотрю. Но в любой гостинице, когда спускаешься на завтрак, работает телевизор. Уровень вранья, жлобства, агрессии и просто чудовищного хамства зашкаливает. Даже в самую худшую советскую пору нам такое не снилось. То, куда нас привели теперешние правители мысли, – это не ад, а сортир. Устроили и из телевидения сортир. Хотя бы в интернете у каждого есть возможность смотреть то, что он хочет. Меня в сети интересуют отдельные музыкальные сайты и то, что происходит у меня в «Фейсбуке». Там у меня только те люди, которых я знаю, поэтому мне интересно, что они пишут.
Про фильм «Смерть Сталина» и цензуру в искусстве
«Нас никогда не звали на официальную сцену»
Не первый месяц обсуждается отзыв Министерством культуры в России прокатного удостоверения франко-британской комедии «Смерть Сталина». Борис Гребенщиков рассказал, что посмотрел этот фильм в Лондоне.
— Те, кто его запрещают, пусть идут в ж…у, — сказал Гребенщиков. – Я в голос прохохотал полфильма «Смерть Сталина», что, кажется, произошло впервые за последние десять лет. Было стопроцентное попадание.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас всё чаще говорят о цензуре в искусстве, да и многие деятели культуры отмечают: в России общество становится всё более консервативным?
— Дело в том, что по лучшей советской традиции ответственные места в нашем государстве занимают люди, которых нельзя взять даже в дворники пускать работать, которые лишены вкуса, образования, элементарной порядочности. В общем, пост занимает не тот, кто должен его занимать, а тот, кто выбил его. И о какой культуре может идти речь, если эти люди с ней на разных планетах находятся? Лично меня цензура никогда не волновала, потому что было понятно: мы никогда не выйдем на официальную сцену. И до сих пор мы не вышли на официальную сцену, остаемся там же, где и всегда. Поэтому пошла … эта цензура.
Про выборы
«Думайте сами»
На вопрос, пойдёт ли он на выборы президента 18 марта, Борис Гребенщиков со смехом сказал: «Что я там забыл?».
— При современном устройстве коммуникации, даже если на выборы не придёт ни один человек, всё равно будет явка в 93%, — иронизирует музыкант. – Зачем мне это? Я не хочу участвовать в обмане. Но никому ничего не советую. Думайте сами, не позволяйте никому принимать за себя решение.
Про заработок от картин
«Деньги трачу на запись альбомов»
Борис Гребенщиков давно известен не только как музыкант, но и как художник. Живописью он увлёкся в 70-е и до сих пор не бросает краски и кисти. Сейчас в музее современного искусства Эрарта идёт выставка живописи Гребенщикова «Азбука лунного света». БГ рассказал, что в ближайшее время свои картины он представит в Париже. При этом музыкант признаётся: писать маслом любит, но не очень-то умеет. Тем не менее картины его раскупают коллекционеры.
— На днях ушли четыре картины, — рассказал Гребенщиков. – На эти деньги мы и оплатили микширование нового альбома. Я только за тем картины и продаю, чтобы альбомы записывать. Это стоит огромных денег. Записываем альбомы мы в основном в Лондоне — опыт 45 лет в «Аквариуме» привёл меня к тому, что мне важно, чтобы было сыграно качественно, было сыграно удивительно хорошими музыкантами и было удивительно хорошо записано. В России, как правило, в студиях, которых я видел большое количество, ситуация обстоит так. Сидит прокуренный немолодой звукооператор, который смотрит на тебя, и в его взгляде читается прямая фраза: «Дорогой мой, вот «Пинк Флойд» – это музыка, а ты чудак (БГ использовал другое слово, но мы его не можем процитировать – прим. «Ё!»). Давай свои деньги, я тебя быстренько запишу, но «Пинк Флойд» лучше».
Про кино
«Пока Джонни Депп шевелится, надо снимать «Пиратов Карибского моря»
— В кино я хожу смотреть на самого популярного актёра в России – Джонни Деппа. Всегда на него смотрю с наслаждением, особенно на его Джека Воробья. Он всегда находит слова, которые касаются моего сердца. Мне понравились пятые «Пираты Карибского моря». Мне кажется, пока Джонни Депп шевелится, надо продолжать их снимать. Ещё жду, когда Гай Ричи снимет следующую часть про Шерлока Холмса. Не занимался бы он ерундой вроде «Меча короля Артура», а лучше бы снял десять фильмов про Шерлока.
Про Воронеж
«Обожаю ваш художественный музей»
— Мечтаю приезжать в каждый город и оставаться в нём дня на два-три, чтобы впитать его атмосферу, с людьми познакомиться. Я себя в каждом городе прекрасно чувствую. Воронеж очень люблю, обожаю ваш художественный музей – в нём потрясающая коллекция, да и вообще место хорошее. Ещё в Воронеже живёт мой старинный друг – замечательный фантастический учитель цигун.
Про рэп-баттлы
— Я их наслушался в детстве от питерских алкашей — я рос на окраине Петербурга. У нас был огромный двор с детской площадочкой и беседкой из дерева. Правда, там вместо детей отдыхали алкоголики. Вот я там наслушался рэп-баттлов, когда мне было 6 — 7 лет. Я в курсе, что на рэп-баттлах сейчас говорят, в курсе посыла. Но то, что алкаши у нас во дворе говорили, чуть лучше, чем эти баттлы. Некоторые фразы были очень изобретательны. Так что зачем мне смотреть второсортные баттлы, когда я получил первосортные. Про интервью у Дэвида Леттермана
«Свою карьеру на Западе я похоронил»
— Свою западную карьеру я похоронил, когда в 1989 году выступил на шоу Дэвида Леттермана (американский комик, ведущий популярной в США программы «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» — прим. «Ё!»). Он спрашивал у меня, сколько я зарабатываю, да и вообще много про бабки говорил. Я не сдержался, сказал: «Неужели американская музыка находится в такой ж…е, что вы всё время думаете про деньги?» На этом моя американская карьера кончилась. Зато я получил от американцев два мешка писем с благодарностями за то, что я это сказал.
Про правую щёку
«Агрессию нужно погашать и улыбаться»
— Когда вы заботитесь о людях и любите, любое время для вас будет прекрасным. У нас всегда есть выбор – сделать хорошо или дать сдачи. Миротворцев сейчас очень мало. Мало людей, которые способны принять агрессию и остановить её в себе, не позволить ей идти дальше, которые подставляют правую щёку, если ударили по другой. Подставить щёку – не значит примириться, это значит погасить агрессию и улыбнуться. Я учусь улыбаться. Я вижу так много людей с кислыми мордами, что хочется научиться улыбаться. Обида – лишний груз.
Про стиль
«Вещи покупаю где придётся»
Борис Гребенщиков всегда отличался вкусом в выборе одежды. Если на концерте он часто одевается в цветное, то в жизни выбирает более сдержанные тона. Зато отрывается на обуви и аксессуарах. Например, на пресс-конференции он был в ботинках с расцветкой под питона.
— Когда я еду на гастроли, беру первое, что валяется, — признался БГ в интервью «МОЁ!». – Вот даже не знаю, откуда кожаная бандана, которая на мне сейчас. Зато украшение на ней – это подарок знакомого. Этой штучке около трёх тысяч лет, была найдена во время археологических раскопок (где именно, музыкант не уточнил – прим. «Ё!»). Я к вещам довольно равнодушен, покупаю где придётся. Могу даже в аэропорту.
Благодарим за помощь в организации интервью Лабораторию искусств ART.LAB.
Читать все комментарии