Личный опыт: как корреспонденту «МОЁ!» пытались навязать кредит в клинике
В редакцию регулярно обращаются воронежцы с жалобами на лечебные заведения, в которых их вынуждают подписывать кредитные договоры для проведения курса дорогостоящих процедур. Журналисты «МОЁ!» отправились в одно из таких медучреждений.
— Мою маму-пенсионерку по телефону пригласили пройти бесплатное обследование в частную клинику в Коминтерновском районе, а в итоге она подписала кредитный договор на 107 тысяч рублей, — рассказал наш читатель Алексей Кравцов.
После так называемого сканирования организма, по словам Алексея, его маме навязали массажи, обёртывания водорослями и другие процедуры, которые, оказывается, ей не особенно были и нужны. Женщина написала заявление в полицию и думает о расторжении договора с банком.
О подобных историях наши читатели сообщают часто. На прошлой неделе на одно из таких обследований пригласили нашу читательницу — 49-летнюю Мадину Скоморохову — и предложили ей взять кого-нибудь с собой. Она пригласила корреспондента «МОЁ!». И мы отправились в клинику в центре города.
«Приведёшь клиента — получишь бесплатные процедуры»
В медучреждении, занимающем два этажа, светло, просторно, звучит музыка, клиентам предлагают чай и кофе. Для того чтобы попасть на прием к специалисту-диагносту, нужен был паспорт (с собой также просили взять полис и СНИЛС). Улыбчивая администратор сообщила, что на диагностику организма приглашают в основном с 29 лет, мол, в более раннем возрасте проблем со здоровьем встречается гораздо меньше.
Нас пригласили в кабинет к диагносту (на бейдже значилось, что её зовут Людмила). Внимание привлекла картинка на её столе: жуткие рисунки с последствиями запущенных венозных заболеваний — клиника специализируется на болезнях сосудов. Людмила начала расспрашивать о хронических заболеваниях и жалобах. Затем Мадину оставили на диагностику, а меня попросили подождать в коридоре. Там ждали приёма несколько пациентов, в основном женщины в возрасте.
— В клинике акция есть: если приведёшь им клиента, пять процедур бесплатно получишь, — рассказала мне ухоженная дама. — Я сюда месяц хожу ноги лечить, уколы делают, чтобы вены «ушли». Взяла кредит на сто тысяч на два года, в месяц буду платить по 4 400 рублей. Я хоть и на пенсии, но пока продолжаю работать, так что на процедуры себе зарабатываю. Как муж отнёсся? Да нет у меня никого, муж умер, сын погиб…
Тут меня позвали на увлажняющую маску. Между делом косметолог Инна рассказала, что в клинике купить одну процедуру нельзя, только комплекс.
Сплошные подарки
После процедуры мне начали рассказывать про супервыгодные условия специально для новых клиентов. Кроме диагноста Анастасии и косметолога Инны к беседе присоединилась ещё одна женщина, представившаяся Галиной. Она настойчиво мне рекомендовала прямо сейчас оформить покупку на 54 процедуры всего за 50 тысяч рублей.
— Если вы купите сертификат, я вам подарю ещё две процедуры плазмолифтинга, — пообещала женщина. — Его сейчас все звёзды делают. Берётся ваш биоматериал (кровь), из него отделяют плазму и вкалывают под кожу.
— Ой, мне не хочется ничего колоть, — изображаю лёгкий испуг.
— Да подари ей лучше поход на маникюр, — советует Анастасия.
— И на маникюр тоже подарю, — с улыбкой обещала Галина. — Хозяева нашей клиники любят делать подарки своим клиентам.
А ещё мне предложили в комплекс процедур добавить массаж, фитобочку (это такая мини-сауна — бочка из кедра) и фитнес с помощью миостимуляции (воздействия на мышцы током).
«Удалите фотографии!»
Брать кредиты я не собиралась, а потому сообщила, что подумаю до завтра. Диагност ответила, что завтра скидка в 50% закончится и мне придётся брать сертификат уже за 106 тысяч рублей. Я сказала, что не готова прямо сейчас оформлять договор.
— В таком случае мы вас больше не задерживаем, и так много времени на вас потратили, до свидания, — с железобетонным выражением лица попрощалась Анастасия.
В это время Мадина тоже пыталась отказаться от предлагаемых услуг больше чем на 100 тысяч рублей.
— Специалист Людмила расспросила меня о моих болезнях, рассказала об их новейшем оборудовании. А когда выяснила, что я похудела на 8 килограммов и планирую дальше худеть, сообщила, что я многое делаю неправильно и могу навредить, что у меня может тромб оторваться и я могу умереть, — рассказала Мадина. — Само обследование выглядело странно. Я приложила ладони и стопы к четырём экранам, через которые сканируется состояние чуть ли не всего организма. Самое смешное, что компьютер показал проблемы с позвоночником те же самые, о которых я рассказала специалисту. А то, о чём я умолчала, он не «увидел». После процедур началась раскрутка на деньги. Когда я сказала, что решаю всё только с мужем, меня пытались уломать, мол, первый платёж будет только через месяц, а за месяц уже появится результат. И если муж любит, он даст согласие. Мне даже снизили ежемесячный платёж до 2 400 рублей, но я настояла на своём. Во время беседы специалист постоянно выходила из кабинета, возможно, советоваться с кем-то.
Пока специалиста не было в кабинете, Мадина сфотографировала плакаты на стенах и свои показатели на компьютере, потому что диагност отказывалась их отдавать. А на выходе из клиники сотрудница службы безопасности попросила удалить снимки. Оказывается, практически во всех кабинетах установлены видеокамеры, так что легко следить за действиями клиентов.
В клинике мы провели около 2,5 часа. И были безумно рады, что наконец-то её покидаем. Потому что давление, которое оказывается на клиента, ощущается, и очень сильно. Неудивительно, что доверчивые пожилые люди, а именно они чаще всего попадаются в эту заманчивую ловушку, не могут устоять под таким напором и влезают в кредиты.
Отметим, что клиника, в которой побывали корреспонденты «Ё!», оказалась рекордсменом по количеству исков в суд. Только с января по конец марта 2017 года в суд Центрального района обратились более 45 пострадавших, а за 2016 год — около 70 человек.
«Расторгайте договор как можно скорее»
— Доказать факт мошенничеств или введение вас в заблуждение практически нереально. Действия сотрудников подобных клиник скорее относятся к навязчивой рекламе своих услуг. Как быть, если вы уже подписали кредитный договор на оплату услуг в той или иной клинике? Его легче всего расторгнуть, если банк ещё не успел перечислить деньги в клинику за пользование её услугами. Нужно незамедлительно обратиться в банк с заявлением об отказе в получении кредита, а затем подать заявление в клинику об отказе исполнения договора (его копию также следует предоставить банку). Если же деньги уже перечислены, вы обязаны не только погасить кредит, но и оплатить проценты за время пользования кредитом. Поэтому рекомендуется в первую очередь погасить кредит, а затем добиваться возврата средств от клиники, в том числе в судебном порядке.Михаил СУРОВЮрист
«Чтобы склонить к покупке, играют на чувствах»
— Попытка продать как можно больше процедур, как в данном случае, относится к психологической манипуляции. Для этого активно используется «психологический туман», задача которого — вызвать целый комплекс чувств. Например, создание чувства комфорта (с вами максимально приветливы), страха (говорят о смертельных заболеваниях), желание сэкономить (предложение купить за полцены), чувство вины (на вас потратили много времени), восхищение (инновационное оборудование) и пр. Но главная уязвимость манипулятивных продаж в том, что «туман» быстро рассеивается, поэтому потенциальных клиентов и торопят с решением. Противостоять можно, если одинаково отвечать, например фразой «Я всё выслушал, понял. Подумаю и сообщу о решении по телефону» на серию предложений манипулятора. Главное — говорить эту фразу с одинаковой интонацией и с той же громкостью, давая понять, что ваше решение не подлежит обсуждению. Этот приём поможет дать необходимую паузу, которой будет достаточно, чтобы «туман» рассеялся.Геннадий САЛЬНИКОВБизнес-тренер
«Клиники опасаются суда»
— Делами граждан, пострадавших от действий клиник, где навязывают кредиты, я занимаюсь уже два года. Тема здоровья волнует многих. В итоге пенсионеры берут кредиты, которые не в состоянии выплатить, либо вместо лечебных процедур они покупают курсы массажа, обёртывания, электротерапии. Происходит подмена понятий. Вернуть деньги, если вы уже «вляпались», можно. Только лучше сразу обратиться за правовой поддержкой к специалисту, потому что в процессе расторжения договора возникает очень много нюансов и человека подчас загоняют в угол. Например, сразу после обследования клиенту делают какие-то «бесплатные» процедуры или инъекции. И если человек в тот же день решает заключить договор, а через какое-то время расторгает его, то вдруг выясняется, что процедуры были не бесплатные. Доказать, что их делали до подписания договора, невозможно, если нет свидетелей. Однако в судебной практике наметилась положительная динамика. Так как суды стали частыми, клиники стараются вернуть деньги до суда, потому что если они этого не сделают, то им придётся платить штраф по «Закону о защите прав потребителей».Александра ТИЩЕНКОРуководитель межрегионального общества защиты прав потребителей «Лига потребителей»
Врач-кардиолог Евгений СТЕЦУЛА: «Не доверяйте результатам только одного исследования»
— Для того чтобы провести полную диагностику организма, недостаточно исследования лишь на одном приборе, и уж тем более нельзя поставить с его помощью диагноз. Например, диагностика состояния сосудов производится с помощью ультразвуковых исследований, а состояния позвоночника — с помощью МРТ, рентгенографии и других способов. Если вам не отдают на руки результаты исследования в клинике, это ещё одна причина насторожиться. А любой поставленный диагноз желательно проверить у своего лечащего врача.
Читать все комментарии