Прислать новость

Ёлка
предсказаний

Полицейские Воронежа: «Проще раскрыть убийство, чем найти телефонных мошенников»

Сотрудники управления уголовного розыска рассказали «МОЁ!» о самых популярных схемах телефонных мошенничеств с картами и объяснили, почему так сложно найти преступника

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.12.2018 20:13
29

Читать все комментарии

5211

После истории с жительницей Воронежа, у которой телефонные мошенники обманным путём выманили пароли от «Сбербанк-онлайн» и сняли 435 тысяч рублей, к нам в редакцию поступило ещё несколько жалоб от читателей, оказавшихся в подобной ситуации. Суммы там, правда, были меньше, 10 — 20 тысяч рублей, но схема та же: звонок якобы от сотрудников банка, затем «страшилки» типа «с вашей карты кто-то пытается снять деньги, её надо заблокировать». А затем, когда перепуганный хозяин карты сообщал СМС-пароль от личного кабинета, у него с карты пропадали деньги.

Самые насущные вопросы по телефонным мошенничествам корреспонденты «Ё!» задали сотруднику отдела по раскрытию общеуголовных преступлений управления уголовного розыска ГУ МВД по Воронежской области. Своё имя он попросил не разглашать в связи с характером деятельности.

— Как выглядят самые популярные схемы телефонных мошенничеств?

Первая чаще всего используется для пожилых людей. Мошенники сообщают собеседнику по телефону, что ему положены дополнительные пенсионные начисления, а получить их можно через банкомат или терминал. Жертва вставляет карту в аппарат, после чего, следуя инструкциям по телефону, сама того не подозревая, подключает карту мошенников к своему мобильному банку. А далее злоумышленники через мобильный банк выводят средства с карт и вкладов.

Вторая схема – когда человек что-то продаёт через интернет. Ему звонят по телефону, радостно сообщают, что готовы купить товар (например, квартиру) и прямо сейчас перечислят задаток. «Покупатель» просит жертву сообщить номер карты, затем сообщает, что его банк блокирует операцию перевода, а чтобы его разблокировать, надо сообщить ему подтверждающий пароль из СМС, которая придёт на телефон. Когда ничего не подозревающий собеседник сообщает пароль, мошенник входит в его личный кабинет в Сбербанке. Далее возможны варианты: либо средства сразу переводятся на левые счета, либо, если у человека есть вклады, мошенник переводит деньги со вклада ему же на карту. А по телефону уверяет его, что это он перечислил сумму задатка. Но, допустим, не оговорённые 20 тысяч, а 70 – и просит вернуть «лишние» 50. «Жертва» честно делает перевод и только потом выясняет, что не вернула чужие деньги, а рассталась со своими…

Всего же придуманы десятки схем телефонных мошенничеств, и каждый день появляются новые. Случается, что в них замешаны и бывшие сотрудники банков, которые и сливают личные данные клиентов.

— А старые сценарии типа «Мама, кинь денег на телефон, работают»?

— Схема с просьбой кинуть денег на мобильный счёт уже отходит в прошлое и встречается всё реже. А вот другой известный развод: «Мама, я попал в ДТП» — по-прежнему очень популярен, и, к сожалению, люди до сих пор на него ведутся.

— Легко ли найти телефонных мошенников?

— К сожалению, нет.

Наш собеседник говорит, что проще раскрыть убийство, чем этот вид мошенничества, по нескольким причинам. Во-первых, деньги, переведённые с банковского счёта жертвы, долго не задерживаются на той карте, куда ушли. Есть так называемые дропы — люди, которые зарабатывают тем, что оформляют на себя карты в разных банках, а затем продают их (законом это не запрещено). Также они обналичивают переводы, поступившие по мошенническим схемам через платёжные системы (Qiwi, Колибри, Монета.ру и т. п.). Возможно, Артём Шевченко, на карту к которому ушли деньги Лилии, как hаз и есть такой дроп — в полиции он расскажет, что продал свою карту какому-то человеку, чьих примет не помнит. Вторая проблема, по словам нашего собеседника, заключается в том, что у полицейских нет возможности быстро отслеживать движение денежных средств в банках. Финансовые организации предоставляют правоохранительным органам сведения по запросу, однако. когда через неделю-две от неё приходит ответ, концов уже не сыскать. Полицейские говорят, что реальные шансы раскрыть такое преступление сохраняются в течение 4 - 5 дней после инцидента.

— Куда писать заявление и что к нему нужно приложить, если вы нарвались на мошенников?

— Заявление можно писать в любой отдел полиции или участковому. Ничего прикладывать к нему не нужно, но важно сохранить в телефоне номера, с которых звонили злоумышленники, все СМС-сообщения, точно знать, когда они заходили в ваш личный кабинет и «хозяйничали» там.

Как отличить мошенников от настоящих сотрудников Сбербанка?

Сотрудники управления уголовного розыска ГУ МВД по Воронежской области рассказывают, что около 30 - 40% всех телефонных мошенничеств – это попытки выманить у жертвы СМС-пароли от карт и проникнуть в личный кабинет «Сбербанк-онлайн». Этот подвид мошенничества даже обрёл соответствующее прозвище среди оперативников – «сбол». Только в нашей области ежедневно фиксируется по нескольку «сболов» — отметим, что в сводки полиции попадают только случаи, когда пострадавший пишет заявление в правоохранительные органы.

Как узнать мошенников

В Центрально-Чернозёмном филиале Сбербанка России корреспондентам «Ё!» посоветовали, чтобы граждане, которым поступают звонки или иные сообщения из банка, обращали внимание на следующие моменты:

  • Сотрудники службы безопасности никогда не общаются напрямую с клиентами.
  • Сообщения и звонки из Сбербанка всегда поступают с номера 900.
  • Сотрудник банка не имеет права запрашивать пароль от мобильного банка, просить перевести деньги на другой счёт, выполнить операции у банкомата (это всё касается и других российских финансовых организаций).
  • Пароли от мобильного банка, приходящие в СМС, НЕЛЬЗЯ сообщать никому и никогда.
  • Если разговор с якобы сотрудником банка, вызвал у вас подозрение, стоит его прервать и позвонить в контактный центр – в Сбербанке (как и в других крупных банках) они работают круглосуточно.
  • А самое безопасное – не решать сложные финансовые вопросы по телефону, а сразу наведаться в ближайшее отделение банка и решить эту проблему.

А вот ещё несколько советов

Многие люди, пострадавшие от мошенников, публикуют их телефонные номера в Интернете, создавая чёрные списки. Поэтому, если вам звонят с незнакомого номера, не поленитесь проверить его в Сети.

Второе: никогда не переходите по незнакомым ссылкам, которые вам присылают в электронным письмах, в соцсетях и СМС (обычно с текстом типа: «Посмотри, у меня есть твоя смешная фотка!»). Когда вы нажимаете на ссылку, запускается вредоносный вирус, с помощью которого мошенники, например, снимают у вас с карты энную сумму уже без вашего участия.

Наконец, упомянем ещё об одно, популярном в последнее время виде мошенничества – так называемые «платные опросы». Вам в соцсетях, в виде письма или СМС приходит сообщение с предложением пройти опрос и получить за это деньги. Вы переходите на сайт, отвечаете на 3 - 4 простых вопроса вроде: «Косметику какой марки вы предпочитаете, А или В». Затем система вам сообщает, что за прохождение опроса вы получите неплохие деньги, это обычно от 70 до 130 тысяч рублей (иногда «выигрыш» считают в валюте, например, 1 500 евро). А затем наступает самое интересное: вам предлагают перевести деньги на карту, но перед этим нужно уплатить небольшую сумму (около 200 рублей) за какую-нибудь услугу: за конвертацию валюты, за открытие виртуального счёта и т. п. Как многие уже догадались, после перевода денег с вами или сразу «попрощаются», или попросят доплатить ещё за ряд услуг – и кинут попозже. Но, так или иначе, финал у этой истории один.