Бюджет России-2026: выпавшие доходы от нефти и газа могут компенсировать за счёт повышения налогов?
Рассказываем, на чём будет и на чём не будет экономить казна государства в следующем году
На днях Госдума должна принять уже во втором чтении внесённый правительством России проект главного бюджета страны — федерального — на следующий год. Бюджет имеет отношение к каждому из нас. И в части доходов — ведь мы платим самые разные налоги. В том числе, и те, которые включены в цену любого товара. И, тем более, он имеет отношение к нам в части расходов.
Почему скромны доходы
Множество статей бюджета сводятся в три основных показателя — доходы, расходы и дефицит. «МОЁ!» традиционно сопоставила разработанный осенью 2024 года проект бюджета на 2025 год и разработанный нынешней осенью проект бюджета на 2026-й.
Главные параметры проекта федеральной казны (в триллионах рублей)
| 2024 год | 2025 год | 2026 год | |
|---|---|---|---|
| Доходы | 35,065 | 40,296 | 40,283 |
| Расходы | 36,66 | 41,47 | 44,07 |
| Дефицит | 1,595 | 1,174 | 3,786 |
Как вы видите в таблице, прогноз по доходам на 2026-й год правительство даёт ровно такой же, как в своё время давало на 2025-й. То есть с учётом инфляции в реальном выражении доходы уменьшатся. Такой прогноз кабинет министров даёт впервые за долгие годы. До этого в бюджеты закладывался рост доходов. Расходы федерального бюджета при этом запланированы в большем объёме. А значит, увеличивается и дефицит бюджета.
Значимую часть поступлений в казну составляют налоговые доходы от продажи нефти и газа. Проект бюджета на 2025 год предусматривал, что нефтегазовые доходы в нынешнем году составят 10,93 триллиона рублей. Однако в свете известных всем санкций получить эту сумму не удалось. Прогноз по поступлению в бюджет нефтегазовых доходов в нынешнем году снижен до 8,65 триллиона рублей. То есть на 2,28 триллиона рублей. Соответственно, в проект бюджета на 2026 год заложены уже более скромные поступления нефтегазовых доходов, чем закладывались годом ранее — 8,98 триллиона рублей.
Для простоты восприятия многие крупные цифры мы любим сравнивать с годовым бюджетом Воронежской области. Недополученные в нынешнем году 2,28 триллиона рублей — это 9 годовых бюджетов нашего региона.
Вынужденный налоговый манёвр
Минфин России в проекте бюджета ориентировался на замедление деловой активности в стране и непростые внешние условия — сохранение санкций, фактически не растущий импорт в Россию товаров, слабое увеличение российского экспорта, весьма незначительное повышение прогнозной цены российской нефти (59 долларов за баррель после 58 долларов).
Более того — Минфин констатирует, что в последующие годы для нашей экономики существует риск «ухудшения ценовой конъюнктуры» на российскую нефть. И поэтому в отличие от многих предыдущих лет при вёрстке бюджетов на 2026, 2027 и 2027 годы финансовое ведомство будет ориентироваться не на рост цены на нефть, а на её снижение — примерно на 1 доллар за баррель в год.
В итоге сохранить в 2026 году доходы хотя бы на уровне прошлого года в основном поможет повышение налогов. В первую очередь это рост ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22% с 1 января 2026 года. Во вторую — снижение порога для уплаты налогов малым бизнесом. Основную часть принесут изменения по НДС — 1,4 триллиона рублей.
В 2025 году, напомним, уже выросла ставка налога на прибыль — с 20% до 25%. «Добавочные» 5% забирает себе федеральный бюджет. 20% по-прежнему остаются в региональных бюджетах.
Закрывать дефицит будут за счёт заимствований
Дефицит бюджета продолжат финансировать в основном за счёт так называемых внутренних заимствований — выпуска облигаций федерального займа. Эти государственные облигации в основном покупают российские банки. Доходы по облигациям (то есть выплаты из бюджета) для банков — способ заработка. С этих доходов они, например, начисляют проценты по вкладам.
С каждым годом Минфин берёт в долг всё больше. С учётом того, что в 2026 году бюджету нужно будет платить по облигациям прошлых лет, общий объём средств лишь на обслуживание государственного долга вновь увеличится. По сути это похоже на ситуацию человека, который всё активнее берёт новые кредиты и всё больше денег вынужден тратить на выплату процентов по этим кредитам. Заложенные в проекте бюджета-2026 на обслуживание госдолга 3,9 триллиона рублей сопоставимы с 15 годовыми бюджетами Воронежской области.
Общий же объём государственного долга России по итогам 2026 года должен составить около 43,6 триллиона рублей. Таким образом, он превысит годовой объём доходов федерального бюджета.
Социальные расходы государства вырастут
Министр финансов Антон Силуанов назвал три приоритета казны в 2026 году — выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, обеспечение потребностей обороны и безопасности, достижение поставленных президентом национальных целей развития.
Если сопоставить проекты бюджетов, расходы на образование и социальную политику даже с учётом инфляции на 2026 год планируются в больших объёмах, чем планировались на 2025-й. Например, только на выплату единого пособия для семей с детьми в проект бюджета на 2026 год заложено более 4 триллионов рублей, на программы улучшения жилищных условий семей с детьми — более 2 триллионов, на материнский капитал — порядка 1,8 триллиона.
А вот планы по расходам на здравоохранение в номинальном выражении (без корректировки на рост цен за год) совпадают. При этом все мы знаем, как за год подорожали лекарства и медицинское оборудование. Возможно, именно поэтому про здравоохранение Минфин сообщил вкратце: главная цель медицины — «устойчивое повышение ожидаемой продолжительности жизни».
В сентябрьском интервью Антон Силуанов отметил, что при формировании бюджета совокупные заявки ведомств в три раза превышают те расходы, которые в итоге утверждаются. Министр дал понять – при расчёте параметров бюджета финансисты должны быть реалистами. Именно это даёт устойчивость бюджетной конструкции.
Как меняются основные траты федерального бюджета по годам, трлн руб. (сравниваются проекты бюджетов)
С учётом инфляции 2025 года в 7% (по прогнозу ЦБ)
