На чём начали экономить воронежцы
Потребительские расходы в реальном выражении — с учётом инфляции — сейчас ниже, чем год назад
Так как за большую часть покупок россияне расплачиваются банковскими картами, динамику наших расходов можно отследить буквально в режиме онлайн. Этим, в частности, долгие годы занимается проект «Сбериндекс» — безусловно, в обезличенном виде.
По данным «Сбериндекса», в первые три недели ноября в целом по стране расходы потребителей в реальном выражении были ниже, чем годом ранее. То есть в денежном выражении расходы выросли на 7%. Но если скорректировать их на уровень инфляции за год с ноября 2024-го по ноябрь 2025-го, то рост расходов не дотянул даже до официального роста цен.
Официальная государственная статистика, безусловно, не может быть столь оперативной. Но последние данные Воронежстата (за январь — сентябрь нынешнего года) наглядно показывают, что воронежцы в целом также перешли к экономии. К счастью, пока выборочной.
Так, за январь — декабрь нынешнего года продовольственных товаров жителям области было продано на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Обогнали официальную инфляцию траты жителей области на услуги. Причём не только на коммунальные (это очевидно в силу роста тарифов), но и на бытовые.
А вот объём проданных в Воронежской области непродовольственных товаров (от детской пустышки до автомобиля) за январь — сентябрь нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года впервые за долгие годы не вырос, а сократился — на 1,5%. Увы, Воронежстат не конкретизирует, какие конкретно товары стали реже покупать воронежцы. Но понять это помогают данные самих продавцов.
Издание «Коммерсантъ» со ссылкой на одного из крупнейших дистрибьюторов России сообщило, что за 9 месяцев нынешнего года в нашей стране заметно сократились продажи смартфонов и крупной бытовой техники. Смартфонов, если считать в штуках, продано на 19,7% меньше, техники — на 4,2% меньше. Соответственно, общая выручка от продаж также уменьшилась. Другие исследования показывают, что за это время также несколько снизились продажи в штуках средств для стирки, средств гигиены, средств ухода за телом и лицом, косметики, средств для брить.