Алла Демидова в Воронеже: «Ради работы у Анатолия Васильева из гроба можно встать»

Актриса и режиссёр представили на Платоновском фестивале спектакль «Старик и море»

17.06.2018 18:35
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

3971
  

У воронежцев 15 и 16 июня была редкая возможность увидеть спектакль «Старик и море» легендарного российского режиссёра Анатолия Васильева. Эту постановку крайне редко вывозят за пределы Москвы. На единственную роль в перформансе-читке, показы которой прошли в Воронежском концертном зале, по произведению Эрнеста Хемингуэя он пригласил Народную артистку России Аллу Демидову.

«Старик и море» для Васильева стал первым российским спектаклем после почти десятилетнего перерыва. Режиссёр в основном работает во Франции. Анатолий Васильев постановку по Хемингуэю посвятил легендарному Юрию Любимову. Алла Демидова более 30 лет играла в театре на Таганке, работала не только с Любимовым, но и другими выдающимися режиссёрами – Анатолием Эфросом, Андреем Тарковским и другими.

Более двух часов, пока идёт спектакль, на сцене находится только Алла Демидова и читает текст Хемингуэя. Но при этом музыка и завораживающие «морские» декорации превращают рассказ о кубинском рыбаке Сантьяго в захватывающее действо, от которого зрителям сложно оторваться.

О том, как создавался спектакль «Старик и море» Алла Демидова и Анатолий Васильев рассказали на пресс-конференции в Воронеже.

- «Старик и море» - не первая ваша совместная работа. Расскажите, как давно длится ваше творческое сотрудничество?

Васильев: С Аллой Сергеевной мы знакомы давно, она ещё видела мои спектакли на Таганке. А впервые в работе мы встретились в 1982 году на репетиции спектакля «Борис Годунов». Потом она участвовала в спектакле «Дон Жуан или Каменный гость» она просто закрыла своим человеческим талантом и подвигом спектакль, который обваливался. Ну что я могу сказать, Аллу Сергеевну трудно изменить, это она может кого угодно изменить.

Демидова: Я в таком возрасте, когда работать совершенно не хочется. Я не мазохист же, очень трудно. Но нечасто Васильев предлагает работу, поэтому тут и из гроба встанешь.

Васильев: У нас давние отношения, может, и не такие близкие и дружеские, мы редко пьём чай вместе, но и не так уж далеко мы друг от друга. «Старик и море» - это трудный материал, он должен отложиться. Я против того, чтобы спектакли делались быстро, потому что не успевает роль отложиться во внутреннем составе человека. А здесь прошло время, материал лёг, он более наполнен, появилась свобода.

- В процессе работы над спектаклем вы представляли итоговый результат?

Демидова: Всегда очень тяжело начинать любую работу, тем более с таким громадным текстом. Каждый день мы встречались с Васильевым, как-то текст этот разминали. У меня изначально не бывает результата, к которому я иду. Хотя, может, в каких-то ролях такое и возникало. Например, с ролью Раневской в «Вишневом саде». Когда Эфрос прочитал пьесу вслух, у меня вдруг от текста отделился фантом, причем очень непохожий с тем, что я видела раньше в «Вишневом саде». Это было странно. Вот тогда я уже видела этот результат, и мне надо было идти к нему. А в данном случае такого результата не было, стояла совершенно другая задача.

Васильев: В этом спектакле я отвечал за сценографию. Сам замысел поставить «Старик и море» у меня очень давно появился. В молодости я работал на научно-исследовательском судне и очень хорошо знаю океан, не как турист. И когда я думал про спектакль «Старик и море», представлял такое перформативное действо с актером мужчиной в лодке. Я представлял море, на котором стояла лодка, наклонившись. А большая площадь океана, подстеленная под эту лодку, уже была самим образом. И когда мы уже приступили к работе над спектаклем, каждая сцена требовала своего решения, например, сцена с акулами. Мне казалось, что надо не соединять само произведение с той кинетикой сценографии, которая идет за речью. В перформансе мы постарались отделить действо от речи.

- Алла Сергеевна, спектакль «Старик и море» требует большей энергии от вас, как вы потом восстанавливаетесь?

- Всё приходит с опытом. Если бы я не играла древнегреческие трагедии, которые требуют голосового диапазона от верхних до нижних нот, конечно, было бы труднее. То есть практически невозможно, потому что текста в спектакле очень много, зрители бы заснули на пятой минуте. А может, даже раньше. Если бы я читала наизусть, то у зрителей сложилось бы представление, что я играю образ этого мужчины, рыбака. А так как это чтение с листа, то оно дает мне отстранение, хотя иногда я себя чувствую этим Сантьяго во второй половине текста. Очень важна техническая часть – ниже голос или выше. Вот в сцене, когда рыба кругами ходит, например. Если бы там не было голосового распада, то была бы каша текстовая. Поэтому нам пришло в голову, что это такое аргентинское танго, когда медленно идет, потом быстро, женщина ведет, потом мужчина.

Может быть это такой искусственный прием в данной главе, когда рыба идет кругами. Но именно чисто технически иначе нельзя сделать, а то будет просто дикторское чтение. А усталость, ну она скорее накопительная. Я мечтаю, как сейчас поеду в Икшу (посёлок в Московской области) со своей собачкой мопсом, у которого задние лапы отнялись. И не буду ни с кем разговаривать приблизительно недели две, а потом мне станет скучно, на меня навалятся тоска и одиночество, и тогда я выстрелю в Москву.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Анатолию Васильеву и Алле Демидовой вручили Платоновскую премию

Режиссёр Анатолий Васильев и актриса Алла Демидова стали лауреатами Платоновской премии 2018 года. Церемония награждения прошла 15 июня в Воронежском концертном зале. Премия им вручена им «за бесстрашие и достоинство в искусстве». Размер ежегодной Платоновской премии составляет один миллион. В этом году эту сумму поровну разделили между лауреатами.

- Благодарю Платонова, всех великих, на которых мы равнялись, благодарю судьбу, что позволила мне работать с такой замечательной актрисой как Алла Демидова, - сказал со сцены Анатолий Васильев. - Ещё раз спасибо.

На следующий день после вручения премии на пресс-конференции Анатолий Васильев рассказал, что пока ставить спектакли по Платонову не планирует, сейчас его больше интересуют древнегреческие тексты.

- У меня не было желания реализовать Платонова, хотя он величайший писатель. То, что я видел в Москве, мне ужасно не нравилось, весь этот натурализм. Я думаю, что натурализм и Платонов – две несовместимые вещи, - считает режиссер. - Вообще, кто рвется в эту натуру, грязь, в это быдло, тот просто кастрирует человека и лишает его того, почему он артист.

Напомним, Платоновская премия учреждена правительством Воронежской области в 2011 году. Деятелей искусства отмечают за значительный вклад в культурное достояние России, создание выдающихся произведений и новаторское развитие гуманистических традиций. Лауреатами в прошлые годы были писатель Борис Екимов, театральный режиссер Лев Додин, пианист и дирижер Михаил Плетнев, режиссер анимационного кино Александр Петров, прозаик Андрей Битов, кинорежиссер Александр Сокуров и писатель Алексей Иванов.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и YouTube.