Генерала, ставшего прототипом героя советского фильма, перезахоронят в Воронеже

Руководивший воронежским авиазаводом Матвей Шенкман ещё при жизни стал легендой

21.06.2018 19:49
МОЁ! Online
3

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

4393
  

Матвей Шенкман, возглавлявший воронежский авиазавод до своей гибели в авиакатастрофе под Нижним Тагилом в 1942 году, будет одним из тех, чьи останки перезахоронят в Воронеже завтра, 22 июня. Вместе с ним упокоятся и летевшие тем рейсом его пятеро коллег.

Останки советского генерал-майора инженерно-технической службы Шенкмана и сотрудников завода воронежскому поисковому объединению «Дон» в мае передали уральские поисковики. Матвей Борисович возглавил воронежский авиационный завод № 18 имени Ворошилова в 1938 году. Пять руководителей предприятия, работавшие до него, а также многие ведущие специалисты были расстреляны в 1937-м. Несмотря на это обстоятельство, Шенкман оставил должность таганрогского авиазавода и переехал в Воронеж. Многие из его подчинённых на новом месте работы были уверены: Шенкман на приёме у Сталина подписал документ, который запрещал сотрудникам НКВД находиться на территории завода, и тем самым прекратил истребление кадрового состава в жерновах массовых репрессий. Правда это или миф – осталось загадкой. Но доподлинно известно, что Матвей Борисович первым наладил пуск штурмовика Ил-2, получившего в годы войны прозвище «летающий танк».

В 1941 году воронежский авиазавод был эвакуирован в Куйбышев (ныне – Самара). Там Шенкман также проявил себя как талантливый руководитель: в сложных условиях возобновил выпуск Ил-2 и сократил цикл сборки одного самолета с 5 - 6 дней до 3. 23 августа 1941 года был награждён орденом Ленина, а в 1980 году стал прототипом главного героя в фильме «Особо важное задание» (правда, там все его достижения приписали вымышленному начальнику производства).

Матвей Борисович Шенкман не дожил до Победы, которую он вместе с рабочими завода приближал на пределе возможностей. Он погиб 12 мая 1942 года в авиакатастрофе, направляясь из Куйбышева в Нижний Тагил. Транспортный самолет Ли-2 разбился в горах в условиях почти нулевой видимости. До сих пор много слухов ходит о причине полёта Шенкмана на Урал и последовавшей катастрофы. Матвей Борисович летел не с личным пилотом, а с новым экипажем. Первый пилот Иван Скороходов, второй пилот Алексей Шмырев, бортмеханик Алексей Лилиенталь и бортрадист Виктор Завязкин – все профессиональные лётчики. Установлено, что директор летел в Нижний Тагил вместе с заместителем главного инженера Львом Львовым в командировку ради нужд завода – решать вопросы о поставке комплектующих. Спешил, несмотря на непогоду.

Расследованием обстоятельств гибели занималась специальная комиссия. В аварийном акте, составленном 23 мая 1942 года, отмечается: «Причиной катастрофы явилась ошибка лётчика Скороходова в том, что, несмотря на ухудшившуюся метеообстановку по трассе, не запросил Свердловский порт о фактической погоде и не принял решения сделать посадку на ближайшем аэродроме. Проходя слепым полетом над горным кряжем, зная, что высота отдельных сопок по данной трассе доходит до 800 метров, пилотировал самолет на высоте 700 метров, что привело к столкновению с сопкой, имеющей высоту 753 метра».

По другой версии, причиной катастрофы могли стать отказы приборов или механизмов, вследствие чего самолёт стал терять высоту.

Члены комиссии при обследовании места падения самолета обнаружили шесть сильно обгоревших и покалеченных тел. Фрагменты тел, как следует из документов, перевезли в Куйбышев. Захоронили на центральном кладбище. Но во время войны место захоронения было утеряно и обнаружено случайно уже в 2015 году. В наши дни стало также понятно, что останки погибших в той авиакатастрофе были переправлены в Куйбышев лишь частично, если были переправлены вообще. Удалённость места авиакатастрофы от населённых пунктов, снег в горах, обстановка военного времени – всё это ставит под сомнение информацию о транспортировке тел, отметили в поисковом объединении «Дон».  

В 2015 году на Урале на юго-западном склоне горы Оборотная турист обнаружил фрагменты некого самолёта и передал информацию поисковикам. В течение трех лет поисковые отряды обследовали указанное место. Площадь залегания обломков составила полкилометра. Были обнаружены два мотора АШ-62, 3 стойки шасси, патрубки, приборы и мелкие фрагменты обшивки самолета. Фюзеляж, видимо, местные жители растащили на хозяйственные нужды. На одном из двигателей оставили множество автографов отдыхающие в 60 - 80-е годы. По характерным деталям и номерам двигателей было установлено, что летательный аппарат является транспортником Ли-2.

С 2015 по 2017 год уральским поисковым объединением «Соболь» были обнаружены фрагменты костных останков. При их эксгумации были также подняты личные вещи: монеты, швейцарские наручные часы Invicta, серебряная чайная ложка ручной работы, мундштук, серебряная цепочка от часов, держатель перьевой ручки, фрагменты летного обмундирования, одежды и обуви. 12 мая 2017 года, ровно через 75 лет со дня трагедии, поисковики обнаружили орден Ленина № 7319. Орден с этим номером принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману. Таким образом останки были идентифицированы.

По ряду причин предложение о захоронении останков в Самаре было отклонено. 25 мая руководитель поискового объединения «Соболь» Александра Ванюкова доставила останки генерал-майора Шенкмана, заместителя главного инженера завода Льва Львова и членов экипажа в Воронеж и передала воронежским поисковикам в лице руководителя объединения «Дон» Михаилу Сегодину.

Внук Матвея Шенкмана Грегори и внучка Марина сейчас живут в США. Сейчас поисковики «Дон» разыскивают родных Льва Львова и членов экипажа. Останки погибших в авиакатастрофе будут захоронены в братской могиле на территории «Музея-диорамы» (Ленинский проспект, 94) вместе с останками бойцов РККА, обнаруженными поисковиками объединения «Дон» в Воронеже в прошлом году.

- Матвей Борисович Шенкман навечно вошел в историю. Он был настоящим руководителем, непререкаемым авторитетом не только для каждого работника авиазавода, но и для всей страны. Поэтому захоронить его нужно достойно, - сказал руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.