«Не виделись с русской «мамой» 40 лет»

Шейк Кулибали Плеах и Жюльен Кувону прилетели из США в Воронеж, чтобы встретиться со своим преподавателем по русскому языку

28.09.2018 16:46
6406
23

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

Столетний юбилей Воронежского государственного университета собрал в Воронеже выпускников вуза практически со всего света. Праздник отмечали 15 сентября, но многие бывшие иностранные студенты приехали заранее, чтобы повидаться со своими преподавателями. Одними из первых африканских студентов в Воронеже были Шейк Кулибали из Мали (на фото вверху слева) и Жюльен Кувону из Того (на фото вверху справа). Сейчас им уже по 70 лет. Практически сразу после приезда в Воронеж они встретились со своей русской «мамой», преподавателем русского языка Зинаидой Ивановной Размустовой, которой исполнилось 90 лет. Они не виделись 40 лет. Встреча получилась даже более эмоциональной, чем выпуски программы «Жди меня». Взрослые выпускники, проработавшие дипломатами, обнимаясь с Зинаидой Ивановной, не могли сдержать слёз. А потом ещё долго за чаем вспоминали время, проведённое в Воронеже.

про учебу в ВГУ

«Преподавателю рассказывали всё, даже про девушек»

Подготовительный факультет для иностранных студентов в ВГУ открыли в 1968 году. Шейк Кулибали и Жюльен Кувону приехали в Воронеж в 1971 году, тогда им было по 22 года. В их группе студентов из Африки учились всего шесть человек. После двух лет учёбы на подфаке Жюльен и Шейк продолжили образование в ВГУ — на факультете романо-германской филологии и на филфаке.

— Мы не боялись ехать в Советский Союз, это родителям было страшно нас так далеко отпускать, — рассказывает Жюльен. — Но в Воронеже оказалось очень хорошо. Зинаида Ивановна присматривала за нами. Она для нас стала не просто преподавателем, а мамой.

— Мы очень дружили с нашими преподавателями, не уверен, что сейчас у нынешних студентов такие же отношения, — говорит Шейк, обнимая Зинаиду Ивановну. — Мы Зинаиде Ивановне всё про себя рассказывали, даже спрашивали советов по поводу девушек. А ещё ходили к ней в гости на Новый год и день рождения.

Фото из 70-х — студенты из Африки с Зинаидой Размустовой (Жюльен — вверху второй справа, Шейк — внизу справа)
Фото из архива Зинаиды Размустовой

Ко времени, проведённому в Воронеже, у африканских гостей очень трепетное отношение. Они вспоминали, как впервые увидели снег и играли в снежки. Кстати, в первые годы работы подготовительного факультета советское государство обеспечивало иностранных студентов одеждой.

— Помню, как всей нашей группе в магазине выдавали пальто и шапки-ушанки, — вспоминает Жюльен. — И мы почти все всё одинаковое себе выбрали, это было смешно. А пальто носить было очень тяжело, оно килограммов десять, наверное, весило…

Зинаиде Ивановне не терпелось расспросить своих выпускников о том, как сложилась их дальнейшая судьба после учёбы в Воронеже. Выяснилось, что Жюльен уехал в Того, где 24 года проработал в министерстве иностранных дел, ещё два года он служил в посольстве Того в Китае, знает четыре языка — французский, английский, китайский, русский. 15 лет назад переехал в Нью-Йорк. Правда, кем он сейчас работает, Жюльен не захотел рассказывать.

У Шейка и вовсе невероятная история. Пока он учился в Воронеже, руководил политической организацией, которая участвовала в свержении военного режима в Мали в 1970-е годы. В то время отец Шейка, врач, сидел в тюрьме как политический заключённый. Шейк очень гордится, что причастен к становлению демократии на своей родине. После учёбы он работал в ООН, представлял в этой международной организации интересы Мали. Сейчас живёт в США в Балтиморе, продолжает часто летать в Мали, где работает преподавателем-консультантом по социологии. Кстати, бывшие одногруппники Жюльен и Шейк говорят, что, хотя оба живут в США, увидеться у них не получалось, общались только по телефону. Так что встреча в Воронеже была для них долгожданной.

про любимые места в Воронеже

«Плакали, когда увидели, что стало с Первомайским садом»

— Воронеж мы вообще не узнали, как будто приехали в другой город, — говорит Жюльен. — Если бы гуляли по улицам без сопровождающих, наверное, заблудились бы. Вообще, когда мы учились, у нас было не очень много времени для прогулок. Мы жили в общежитии на улице Фридриха Энгельса, заходили посмотреть, как оно выглядит сейчас. Кажется, когда мы там жили, было лучше. Хотя сейчас там начался ремонт. И мы очень любили гулять в Первомайском саду. Когда увидели, что с ним стало, как его застроили, даже расплакались. Когда-то там было много зелени, а сейчас парка практически нет.

Бывшие выпускники трепетно относятся к Зинаиде Размустовой и нежно зовут её "мамой"
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

про отношения с горожанами

«Дети хотели потрогать мою причёску»

Зинаида Ивановна рассказывает, что преподаватели ВГУ усердно работали над созданием доброжелательной обстановки для иностранцев, общались с жителями соседних с общежитием домов, даже проводили воспитательную беседу в университетском буфете, чтобы продавщицы не обсчитывали иностранцев. Жюльен и Шейк говорят, что за время жизни в Воронеже не помнят к себе какого-то предвзятого отношения со стороны жителей города.

— Помню, был забавный случай, — рассказывает Жюльен. — Я ехал в автобусе. Стояла около меня женщина с ребёнком. Малыш хотел мои волосы потрогать, а мама его одёргивала, что это неприлично. А я к нему наклонился и разрешил потрогать причёску. Я тогда как одуванчик был.

— Мне кажется, это нормальная реакция на что-то необычное. К нам в Мали если белый человек приезжает, его называют тубабу, — говорит Шейк. — Это значит врач, потому что первые белые у нас были врачами или привозили лекарства. С этого и пошла традиция всех белых называть тубабу.

про русские традиции и язык

«До сих пор готовим борщ»

И Жюльен, и Шейк прекрасно говорят по-русски и благодарят свою вторую маму, которая помогла им освоить язык.

— Я на русском каждый день общаюсь, в нашем доме в Нью-Йорке живёт много русских, — смеётся Жюльен. — Во время работы в Того и в Китае был переводчиком, когда приезжали делегации из России. И жена у меня русская, родом из Белгорода, мы с ней 37 лет вместе. Познакомились во время учёбы в ВГУ. Свадьбу играли в Воронеже в русских традициях — с хлебом-солью, разбивали бокалы на счастье. После юбилея ВГУ собираюсь в Белгород проведать тёщу. Ей 90 лет уже. Помню, какие вкусные пирожки с мясом она готовила. А жена до сих пор борщ делает. Это моё любимое блюдо. Ещё картошку с салом люблю.

Иностранные студенты любили устраивать в общежитиях праздники по любому поводу
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

— Да-да, борщ — это восхитительно, тоже его обожаю, мы его и в Африке, и в США готовим, — добавляет Шейк. С особой теплотой гости Зинаиды Ивановны вспоминают застолья, которые они устраивали в общежитии. Чаще всего в комнате Шейка, потому что она была самая большая и там можно было танцевать. — В области застолий мы были учёными. После десяти вечера могли устроить заседание учёного совета, — шутит Жюльен. — Водку, конечно, пробовали, но меру знали. Нам больше нравилось праздники устраивать, был бы повод. Например, отмечали дни рождения наших родителей, которые были далеко. Собирались компании из разных стран, мы все были очень дружными. Зинаида Ивановна на подготовительном факультете работала 20 лет. Учила русскому языку студентов из Вьетнама, Египта, Афганистана и других государств. Она признаётся, что даже не предполагала, что когда-нибудь встретится со своими выпускниками, письма от которых и фотографии с ними хранит до сих пор. Она говорит, что для неё это настоящий подарок.

Фото:

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».