Прислать новость

Воронежцы стали заложниками торговых центров 

Почему многие горожане буквально живут в торгово-развлекательных комплексах?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.01.2020 16:18
85

Читать все комментарии

35387

Воронеж давно находится в лидерах среди российских городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями. Только крупных ТРЦ в столице Черноземья уже около двух десятков. 

По поводу засилья торговых центров психологи уже бьют тревогу. Многие воронежцы проводят здесь всё свободное время, причём с семьями. 

— Чистота, яркий свет, блеск огней, галереи магазинов, музыка — всё это очаровывает и затягивает наших сограждан в торговые центры, — говорит психолог Дмитрий КОМАРОВ. — Воронежцы бегут в моллы от реальности: из старых квартир, неубранных подъездов, неухоженных дворов. И становятся заложниками магазинов. Люди склонны подражать другим. «Все вокруг что-то покупают — значит, и я должен что-то купить. Плевать, что у меня есть джинсы, куплю ещё, они ведь из новой коллекции или на них классная скидка». У людей создаётся ощущение, что в торговых центрах есть всё, что нужно для жизни: хочешь — ходи по магазинам, хочешь — развлекайся с детьми на аттракционах, хочешь — иди в кино или кафе. И чем больше крепнет уверенность в этом, тем реже такие люди вспоминают о других способах проведения досуга: походах в театр, чтении книг, занятиях спортом, прогулках на свежем воздухе. Нет денег? Тоже не беда — на каждом шагу сейчас предлагают кредиты, которые можно легко получить, имея на руках лишь паспорт. А из каких средств потом отдавать долги с огромны ми процентами, шопоголики в момент покупок не задумываются.

«Жена берёт кредиты, чтобы покупать шмотки»

Что делать, если приобретение новой вещи становится смыслом жизни и человек готов тратить все деньги, лишь бы купить обновку? С такой проблемой столкнулся наш читатель Сергей. Он уверен: его жена Светлана — шопоголик, а её страсть к покупкам — болезнь.

«Из-за моей жены мы постоянно в долгах, — пишет Сергей. — Хотя по воронежским меркам зарабатываем неплохо: около 60 тысяч на двоих. А всё из-за шмоточничества Светы. Каждые выходные, а иногда и после работы она едет в торговый центр и спускает там тысячи на новые кофты, платья, туфли. Тряпьём забиты все шкафы, многие вещи она и не надевала ни разу. Сначала я реагировал спокойно и пытался образумить супругу, но она не слышала меня. Тогда я стал класть свою зарплату на карточку. Сказал жене: «Трать на шмотки свои деньги, раз не жалко». Но, учитывая аппетиты Светланы, 20 тысяч ей как мёртвому припарка. Она их спускает, наверное, сразу, как в руки берёт. Мало того, супруга оформила кредитку и с её помощью расплачивается в магазинах. Меня потом просто ставит перед фактом. Понимая, что чем выше долг, тем больше придётся переплачивать, я гашу кредиты. И всё повторяется…»

Покупки вместо таблеток

По мнению психолога Аиды ГОРБУНОВОЙ, Светлана — яркий пример человека, страдающего ониоманией, или, проще говоря, шопоголизмом.  Таких людей можно сравнить с алкоголиками или наркоманами.

— Покупая ту или иную вещь, шопоголик «заливает» своё горе и нереализованность в жизни, стремясь убежать от проблем, — поясняет эксперт. — Очевидно, что супруга автора письма стремится компенсировать неприятные эмоции беспорядочными покупками.

Причин, по мнению психолога, может быть много, одна из вероятных — неудовлетворённость семейной жизнью. Впрочем, и вполне счастливые в семейном плане люди могут стать жертвами шопоголизма. 

Хочется пожелать нашим читателям, особенно в период новогодних распродаж, не терять чувства умеренности. Надеемся, наши советы помогут вам не совершать лишних, необдуманных покупок.

Как не стать шопоголиком

Психолог Андрей ШИШКИН считает, что шопоголиков, которые являются главными мишенями магазинов во время сезона скидок и распродаж, можно условно разделить на несколько психологических типов. Если человек найдёт себя в этом списке и осознает свою проблему, он сделает первый шаг на пути к её решению. Итак, какие же типы шопоголиков существуют?

Рисунок: Надежда РАХМАНИНА

Любители скидок и распродаж 

Увидев скидку, такие люди покупают товар, даже если он им не сильно нужен. Это очень азартные люди, скидки создают у них эйфорию праздника. Часто такие покупатели, когда видят объявление о распродаже, почему-то уверены, что так повезло только им, это настоящий подарок судьбы и им обязательно нужно воспользоваться.

Совет

Помните: распродажи — продуманный элемент торговой политики и устраивать их себе в убыток, а уж тем более разбрасываться подарками магазин не будет. Возможно, мнимая скидка достигнута путём увеличения прежней цены, «третья вещь в подарок» изначально заложена в стоимость первых двух, а вещь с «реальной» скидкой — неликвид, от которого магазин старается избавиться. Заранее составляйте список вещей, которые вы хотите купить в ближайшее время (месяц, полгода). И если вещь, которую вы соберётесь купить в следующий раз из-за того, что на неё действует сумасшедшая скидка, не входит в этот список, значит, она вам просто не нужна.

Рисунок: Надежда РАХМАНИНА

Ценители брендов

Речь идёт не столько о ценителях определённой торговой марки, которую они любят за удобство и качество и чьи товары покупают по мере необходимости, сколько о тех, у кого брендомания достигает гиперболизированных масштабов. О тех, кто кровь из носу стремится купить последнюю модель «Айфона», хотя у него ещё в прекрасном состоянии предыдущий смартфон, кто покупает вещи только из-за того, что это новая коллекция, и т. д.

Совет

Покупая вещь новой модели или коллекции, подумайте, чем она отличается от уже имеющейся у вас. Так ли она вам сейчас необходима? Если вы всё же решите, что не обойдётесь без этой вещи, не спешите покупать её в первые дни после выхода, подождите какое-то время, пока на неё не упадёт цена, или дождитесь сезонных скидок.

Рисунок: Надежда РАХМАНИНА

Хронические шопоголики

Это люди со стойкой психологической зависимостью от процесса покупок, который приносит им удовлетворение и ощущение комфорта. 

Совет

Составляйте список нужных покупок, которому неукоснительно следуйте. Ходите в магазин в сопровождении друга или родственника, который не даст вам купить лишнюю и ненужную вещь. Не проводите в магазинах более трёх часов. Если вы заметили, что без шопинга вы испытываете стресс, тревогу, психологический дискомфорт, это уже серьёзные симптомы и вам следует обратиться к психологу.
 

Новости других СМИ