Михаил Жванецкий в Воронеже: «Юмора сейчас много — как сосисок в гипермаркете»

Сатирик рассказывал «МОЁ!», почему ему не близок современный юмор, не боится ли он шутить про первых лиц государства и на ком он проверяет свои шутки

06.11.2020 20:31
МОЁ! Online
9

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

2349
  

Одна из самых печальных новостей на сегодня сегодняшнего дня: скончался писатель и сатирик, легенда эпохи Михаил Михайлович Жванецкий. Ваша покорная слуга брала у него интервью один раз, аж 10 лет назад, в январе 2010 года. 

Тот концерт, в ДК 50-летия октября, едва не отменили. Самолёт, на котором сатирик летел из Москвы в Воронеж, не смог приземлиться в нашем аэропорту из-за аварии с другим лайнером, который встал поперёк взлётно-посадочной полосы. К счастью, артист тогда всё-таки прилетел к нам другим рейсом и вышел на сцену уже около 9 вечера — когда часть зрителей уже начала скандалить и пытаться сдать билеты. 

В зале в тот день был аншлаг, когда уставший Жванецкий вышел к публике, ему устроили овации. Классик отечественного юмора поблагодарил поклонников трогательно и с присущим ему юмором:

— Спасибо, что столько вас осталось, потому что дождаться — это большое испытание для любви, — сказал он тогда. — Долго мы кружили над городом. Нам говорят: расчищают полосу. Я думал — от снега, а оказалось — от самолёта. В самолёте на меня сначала смотрели с восторгом, потом с ненавистью, дескать, что он  молчит, анекдот даже не расскажет…

Михаил Михайлович тогда отработал  по полной программе. И даже нашёл в себе силы ответить на несколько вопросов корреспондентов «Ё!». Вчитайтесь в это интервью — сколько в нём актуального, хотя разговор происходил аж десять лет назад! Вот что значит беседовать с умным человеком…

— Михаил Михайлович, в самолёте пассажиры ждали, когда вы начнёте их развлекать. Наверняка такое случается не в первый раз. Как вы на это реагируете?

—  Бывает, что  раздражает. Я придерживаюсь принципа:  отвечайте людям правду. Я не хочу, я старше гораздо, я так же, как и вы, летаю уже три часа, почему я должен иметь настроение лучше, чем у вас? Вот так я и отвечал сегодня. Хотя мы хорошо сплотились, у нас была  очень дружная  компания — не долетевших до Воронежа.

—  Не пожалели, что всё-таки приехали?

— Когда я выступал здесь в апреле прошлого года, я понял, что  это  чудный  город. Публика мне очень понравилась, а что, кроме публики, должно  быть  в городе для артиста? Я даже написал произведение «Диалог с Воронежем», очень трогательное. Ещё не читал его друзьям. Я всегда с этого начинаю. Вдруг у них провалится, тогда и на сцену выпускать не буду…

— А на жене свои произведения проверяете?

—  Нет. Жена слушает, когда это уже звучит. Ей не до того, она очень занятой человек. У нас двое взрослых детей. И мой сын Митя весь в неё, рост метр семьдесят восемь, это в четырнадцать-то лет! Огромный тип, причём ест всё, что я люблю. Если я к холодильнику вовремя не подойду, то ничего мне не достанется. Вот Наташа готовит на него и на меня, а мы едим и едим. Поэтому я не могу её загружать ещё и своими работами. Но при этом она смотрит «Дежурный по стране», я очень прислушиваюсь к её мнению. Меня супругой наградил Бог, мне повезло.

— Вы разделяете мнение некоторых артистов, что в искусстве пора вводить цензуру, в том числе и в юморе? 

— Наша задача — высказать презрение  к  юмору, который существует, к этому сдержанному и несдержанному мату, к этой бессмысленной попытке шутить в бесконечном количестве. Юмора сейчас слишком много — как сосисок в  гипермаркете. И качества  он примерно такого же. Я  думаю, что нужно перетерпеть, хотя, может быть, и ввёл бы цензуру и художественный  совет. Знаете, как щенка надо ткнуть, во что нагадил…  

— Вы один из немногих артистов эстрады, который отваживается шутить про президента и правительство.

— Ну а что в этом такого? Честно говоря,  я  не знаю,  кто сейчас  может заменить действующих первых  лиц, кто готов управлять  страной. Если это сделает один из тех, кто руководит сейчас уличными демонстрациями, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому если наши президенты имеют чувство иронии, самоиронии, то я всегда буду это чувство поддерживать. А вот руководители оппозиции чувства самоиронии не имеют. Да что там политики! Многие юмористы не имеют самоиронии. Что в нашем  юморе так раздражает — отсутствие самоиронии. А ведь это признак очень умного, очень светского и очень интеллигентного человека, каким являюсь я (смеётся). 

— Сейчас уже почти полночь, вы выглядите и шутите так, как будто и не было утомительных перелётов, двухчасового концерта. В чём секрет? 

— В женщинах. Пишем мы не рукой. Чем — не могу говорить, это  получится  не  совсем  прилично.  Но меня поддерживает Толстой, он сам об этом же писал. Любовь, страсть и то, что ты пишешь,  —  из  одного  органа, сто процентов. Пока ты владеешь этим, ты владеешь и тем. И если ты перестал писать, то перестал и всё остальное!

…Очередной концерт Михаила Жванецкого в Воронеже должен был состояться в апреле 2020 года. Но уже в феврале стало известно о его отмене — из-за состояния здоровья артиста. А к лету он объявил о своём уходе со сцены — также из-за проблем с самочувствием….

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.