Капельдинер рассказал, какой вопрос воронежцы чаще всего задают в театре 

Знакомимся с людьми, которые знают содержание всех спектаклей, помогут зрителю в любой ситуации и даже поговорят по душам с поклонниками Мельпомены

19:01, вчера
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

1821
  
Читайте МОЁ! Online в
Воронежцам рассказали, чем в театре занимается капельдинер

Камердинер? Капельмейстер? А-а, капельдинер! Многие не догадываются о том, чем в театре занимаются таинственные люди в чёрном, какие секреты они скрывают от зрителей и почему не пускают в зрительный зал посетителей, которые вышли во время спектакля. Обо всём этом и не только узнали корреспонденты «МОЁ!». 

Люди в чёрном — кто они?

Софии Панёвкиной 21 год, она студентка филологического факультета и по совместительству — капельдинер воронежского Камерного театра уже третий сезон. Обычно её новыми коллегами становятся либо знакомые действующих сотрудников театра, либо студенты института искусств — будущие актёры хотят быть ближе к сцене и находиться в окружении актёров.

София Панёвкина

— В последнее время у нас официально размещались вакансии помощника режиссёра, танцоров, работников сцены, звукорежиссёров и машинистов сцены. Например, чудом открывшаяся дверь в спектакле — их рук дело. А вот на должность капельдинера человек быстро находится силами коллектива, потому и свободная вакансия не успевает появиться на сайтах по поиску работы, — рассказывает девушка.

Капельдинер — это, по сути, билетёр в театре. Но помимо этого у него существует масса обязанностей, скрытых от посторонних глаз. Капельдинер готовит зрительскую часть театра: включает свет, расставляет банкетки, раскладывает брошюры с репертуаром, проверяет количество свободных и занятых мест, чтобы обеспечить комфорт зрителей и избежать путаницы. Как только порог переступают первые посетители театра, капельдинеры проверяют у них билеты на спектакль, запускают зрителей в зал, работают в сувенирной лавке, раздают программки и следят за выставочными картинами и порядком. В сезон верхней одежды капельдинеры могут помочь гардеробщикам.

Капельдинеры придерживаются строгого дресс-кода — как правило, это одежда и обувь чёрного цвета.

— В театр приходят разные зрители, поступки которых иногда поражают до глубины души, — делится Соня. — Однажды посетитель театра долго спорил с гардеробщиком, доказывая, что тот выдал его жене другое пальто. «Я вам точно говорю, это не её пальто, она бы никогда не стала носить такой ужас!» — возбуждённо говорил он сотруднику до тех пор, пока к гардеробу не подошла его жена и не подтвердила, что пальто действительно её. А однажды во время спектакля женщина пожаловалась на тахикардию. Она объяснила её внезапное возникновение слишком волнительной сюжетной линией и трогающей за душу игрой актёров, после чего попросила предоставить ей бесплатный кофе за моральный ущерб.

Фото: Анна ШКИРМАН

Самый популярный вопрос — «Где буфет?»

Несмотря на плюсы — интересная и динамичная работа, возможность повысить свои коммуникативные навыки и в числе первых увидеть все новые постановки, — работа капельдинера имеет и множество подводных камней. Часто зрители приходят с опозданием, создают столпотворение, тем самым усложняя работу капельдинера, которому нужно эффективно и в кратчайшие сроки организовать их посадку. Недюжинное терпение нужно проявлять капельдинеру и при столкновении с откровенным хамством, которое, увы, иногда демонстрируют зрители.

— Если человек купил билет на первый ряд и пришёл в театр после третьего звонка, мы не можем провести его к своему месту. Часто люди начинают возмущаться, ругаться, но мы терпеливо объясняем, что в случае опоздания на спектакль есть возможность сесть только на запасные или служебные места на верхнем ряду, — рассказывает София.

Также немногие зрители знают о правиле, существующем во многих театрах: выйдя в уборную во время спектакля, зритель не сможет вернуться обратно в зал, придётся дожидаться антракта снаружи.

— Эти условия прописаны в билете мелким шрифтом, но мало кто обращает на них внимание, — делится София.

Вопросы посетителей о том, какое у них место и как пройти к нему, в каком зале будет спектакль, сколько длится постановка, есть ли антракт и какова его продолжительность, где находятся уборная и галерея, сколько стоит программка — верные спутники капельдинера. Бывают, задают и каверзные: «Почему на эту роль поставили другого актёра?» Но самым популярным, по словам Софии, является вопрос: «Где буфет?»

Фото: Анна ШКИРМАН

Почему капельдинеры любят «съедобные» спектакли?

От капельдинера в некоторых случаях зависят даже продажи билетов.

— Многие девушки задают вопрос: «Хочу пригласить парня в театр, на что посоветуете сходить?» — говорит София. — Мы помогаем принять решение, от которого будет зависеть, на какой спектакль тот или иной зритель позовёт своего коллегу, друга, супругу и просто близкого человека. Мы советуем постановку по своему личному вкусу или исходя из впечатлений прошлых посетителей. А ещё капельдинер — своего рода театральный психолог, который должен понять, что именно нужно человеку. Результат наших советов — впечатление зрителей, которое они составят, выбирая предложенный нами спектакль.

София признаётся, что часто зрители делятся с ней впечатлениями о спектакле:

— Отзывы перерастают в философские беседы, в которых мы путём собственного видения, насмотренности, знаний авторского замысла приходим к общему знаменателю. А ещё капельдинеры прекрасно знают, какое действие идёт и близок ли финал спектакля, потому как практически все они не единожды пересмотрели имеющийся репертуар. Находятся рекордсмены, смотревшие некоторые постановки десятикратно. Этот приятный опыт помогает им ориентироваться в рабочих технических вопросах: когда открывать дверь, включать свет, быть наготове в гардеробе или подавать цветы актёрам.

Зарплата капельдинеров составляет 800 рублей за обычную смену и 900 — за продолжительную смену со спектаклем, длящимся более 4 часов, или два спектакля в день. Смена начинается за 1 час 15 минут до начала спектакля и длится до последнего посетителя. Сейчас в штате работают по большей части студенты, но есть и недавние выпускники вузов. Невысокую оплату труда сглаживают хороший коллектив, удобное время работы и маленькие, невидимые обычному зрителю бонусы.

— В каждом театре есть «съедобные» спектакли — постановки, в которых актёры на сцене пробуют настоящую еду, — рассказывает София. — В Камерном театре таких целых два — «Трамвай «Желание» (18+), в котором герои едят лавандовый торт, бутерброды и салат, и «Камень» (16+), где в качестве реквизита присутствует шоколадный торт. Как правило, актёры во время спектакля съедают совсем немного, а всю оставшуюся еду съедают капельдинеры, собираясь за общим столом и приятными разговорами.

КСТАТИ

  • Выражение «Театр начинается с вешалки» приписывается Станиславскому. Этот оборот основан на его письме цеху гардеробщиков МХАТа, в котором он написал: «Спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей».

В ТЕМУ

Самая известная театральная кассирша

Имя москвички Елизаветы Ивановны Лютш в начале ХХ века было широко известно в театральных кругах. Нет, она не была ни актрисой, ни режиссёром, не имела выдающегося актёрского таланта. И при этом она всю свою жизнь, до своего отъезда в Швецию на рубеже 1920-х, посвятила служению сцене, более 25 лет проработав в Императорском Малом театре. В нём она трудилась «счётчицей касс», а попросту — кассиршей.

Елизавета Лютш искренне любила театр, её кумиром был один из ведущих артистов Александр Южин. После его смерти Елизавета Ивановна помогала его вдове в составлении мемуаров, выступала на вечерах его памяти.

О том, насколько авторитетным человеком была Елизавета Лютш, можно судить хотя бы по тому, что её личное дело и записи хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. А в личном фонде Южина — воспоминания о нём и мемуары Елизаветы Лютш под названием «Мои записки» (фрагменты из них были опубликованы в 2011 году в журнале «Наше наследие»).

Кстати, именно благодаря Александру Южину наш земляк Александр Остужев стал великим артистом. В 1895 году Остужев (тогда ещё сотрудник железной дороги 21-летний Александр Пожаров) играл в эпизоде антрепризы на сцене Воронежского театра — ныне театра драмы. Во время гастролей столичный артист Александр Южин заметил одарённого юношу и пригласил Пожарова в Малый театр. «Я нашёл в Воронеже сокровище, в которое я верю как в крупную будущую силу», — писал в те годы Александр Южин драматургу Петру Гнедичу. И не ошибся.

Елизавета Лютш была прекрасно знакома с Остужевым. Вот как она описывала свои впечатления, когда впервые увидела его на репетиции одной из постановок: «Я вынесла впечатление чего-то свежего, оригинального и неотразимо милого. Он казался необыкновенно молод, совсем мальчик, и я не без удивления узнала, что он женат и что жена его (Маргарита Косарева. «Ё!») на следующий сезон будет в труппе. «Вторая Ермолова!» — с убеждением сообщил мне милейший и добродушнейший Носов, второй режиссёр. Увы! Не только второй, но и двадцать второй Ермоловой она не оказалась ни на дебюте, ни после».

А вот талант нашего земляка Александра Остужева восхищал истинную театралку Елизавета Лютш. «Мечтательный, пылкий, вспыхивающий, как порох от огня», — так говорила она об Остужеве. И называла его представителем «лучших сил» театра — наряду с Ермоловой, Садовским и другими звёздами Малого театра.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».