Зачем воронежский фотограф по шесть часов просиживает с русалками под водой
Олег Воротников фотографировал акул на расстоянии вытянутой руки
Норвегия
Мир настоящих профессионалов всегда узок. В начале нулевых в среде подводных фотографов техника и знания — на вес золота. Олег познакомился со столичными коллегами. Его снимки, сделанные на одном из воронежских водоёмов, приглянулись авторитету подводной фотографии Владимиру Гудзиеву. И он сходу предложил ему отправиться в Норвегию на чемпионат подводной фотографии.
— Это не спорт, скорее творчество, хотя называется по-спортивному. Даётся задание — снять, допустим, на широкоугольник какого-нибудь моллюска. И потом профессиональное жюри определяет, у кого это получилось лучше, — объясняет тонкости соперничества фотограф.
Первых мест начинающий фотограф тогда не занял, но получил бесценный опыт. И кроме того, подружился с подводными фотографами со всего мира. Со многими не разлей вода до сих пор.
Затем его творчество заметили — стали приглашать работать в различных журналистских проектах по подводной фауне и флоре. Благодаря этому он объездил как минимум полмира.
Победы
Потом было множество побед. Три на престижных международных конкурсах, где призовые позволяли совершить путешествие чуть ли не в любую точку мира. А победы внутри страны даже не сосчитать. И хотя любое творчество — это очень субъективно, Олег почти всегда попадал в топы соревнований.
В 2016-м он получил премию на престижном конкурсе «Самая красивая страна» от Русского географического общества в номинации «Подводный мир» за фотографию «Подводный космос». Кстати, конкуренцию ему составили тогда более 20 тысяч фотографов.
— Этот снимок был сделан на Белом море в районе деревни Нильмогуба в начале марта. Там вертикальная скала и при приливе-отливе образовывались торосы (нагромождения осколков льда. — Прим. «Ё!»). Вода зеленоватая, а жёлтый цвет давала пресная вода, которая весной течёт со скалы. Космичности добавила вспышка, которая определённым образом подсвечивала воду и лёд. Парящая как бы в пустоте фигурка водолаза создала объём и масштаб, — объясняет, как получилась столь инфернальная картинка, её автор.
Фотографию «Дельфины», которая тоже стала победителем многих конкурсов, Воротников сделал под водой без акваланга. Это заповедное местечко в Красном море, где запрещено пугать морских животных и погружаться рядом с ними с аквалангом. Сделать этот невероятный снимок ему помогло умение на несколько минут задерживать дыхание.
— Дельфинов чувствуешь ещё до их появления. Наверное, их ультразвук как-то в воде ощущается. Восторг, когда находишься с ними рядом, не описать, — рассказывает Олег.
Делал он и снимки акул, находясь с ними на расстоянии вытянутой руки. В 2017 году познакомился с парой из России — Ириной и Петром Британовыми. На Мальдивах у них есть свой авторский маршрут, по которому водят дайверов. Гарантируют, что те увидят не менее пяти видов акул. Олега эта пара попросила поработать с ними в качестве фотографа. Сотрудничество продолжается до сих пор. Периодически Воротников отправляется на эти острова мечты, где белый песок и лагуны первозданной красоты, поработать.
— Акулы вполне разумны и очень любопытны. Те, кто с ними работает, говорят, что их нельзя бояться и никогда не стоит выпускать из вида. В идеале — смотреть в глаза. Кровь человека акул не возбуждает вопреки стереотипам. Они реагируют исключительно на кровь рыбы. Человек не в их пищевой цепочке. Просто он вызывает любопытство. Я сталкивался с ними в пяти поездках и ни разу не встретил негатива с их стороны, — делится Олег.
Больше всего дайверу, как и почти всем его коллегам, нравится Красное море.
— Когда впервые туда погрузился, испытал просто шок, — вспоминает он. — Чистейшая вода, куча рыбы, прочих животных, кораллы. Оказываешься в настоящем сказочном подводном царстве. Раньше в Египет можно было гонять по нескольку раз в год — эти поездки были максимально доступны. Очень скучаю по тем временам, — признаётся он.
Русалки
В последнее время снимать под водой моделей стало очень модно. В Москве есть даже несколько таких студий. К ним очередь. В Воронеже подобное скорее экзотика. Слишком много чего для этого нужно. Подходящий бассейн, сами модели, визажисты, осветители, горы реквизита. Не говоря о фотографах.
В Москве в 2017-м проводили соревнования такого рода. Воротников снова там победил.
— Со своей моделью мы просидели в воде около шести часов, — рассказывает о том, как стал победителем очередного конкурса. — Перед соревнованиями делали эскиз потенциального снимка. Изготавливали специальные трубки, сверлили их, пускали по трубкам воздух, и от этого в воде возникали пузырьки. Использовали аквариумные распылители, контровые вспышки, синий фильтр. Делали так, чтобы было непонятно, что мы в бассейне. Словом, заморочились. Мы задумали один вариант, а потом стали дурачиться, и моя модель села в зонтик. Этот снимок и выиграл, — рассказывает Олег.
По его словам, подобные съёмки — это чистое искусство и удовольствие.
Творческий подход
На вопрос журналиста «МОЁ!», как научиться снимать под водой, Олег Воротников отвечает: «Для начала научиться снимать на суше». Постигнуть технические тонкости, по его словам, сегодня, когда любая информация максимально доступна, несложно. Есть и хорошая техника, но она не панацея.
— Научить можно любого — главное желание! Главным во все времена остается творческий подход. Уметь видеть неожиданно — это всегда самое ценное, — объясняет он.
Олег по-прежнему работает в водолазной школе инструктором. Учит водолазов всем премудростям их нелегкой работы.
В Ординской пещере в маленьком озере Пермского края на склоне Казаковской горы он ещё не был. И оказаться там — в его ближайших планах. А в свободное от работы время осваивает реки, моря, озера родного края и активно работает с подводными моделями и любительницами неординарной морской темы в своих фотосессиях.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-