Николай Бурляев о Тарковском, Высоцком и любимых ролях 

Жил в доме убийцы поэта-классика, в юности выпивал с Высоцким, ради роли расцеловал Тодоровского, показал в Воронеже запрещённый почти 40 лет назад фильм

14.05.2025 16:01
1212

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Николай Бурляев рассказал о Высоцком, Тарковском и любимых ролях

Сильное, с раннего детства заикание, большая бородавка под носом. С 14 лет начал пить… Мог ли этот мальчик стать выдающимся актёром?

С другой стороны, как не мог, если фамилия его деда, актёра-комика Диомида красовалась на афишах рядом с фамилией великого Остужева? Если в детстве ради кинопробы на маленькую роль свёл бородавку электроиглой? («Моя первая жертва на алтарь искусства»). Если первый бокал вина ему налил… сам Высоцкий. Если, кое-как покончив с заиканием, начал заикаться вновь по настоянию… самого Тарковского! И первый в жизни крестик на его шею надел тоже Тарковский! И принят был сразу на второй курс Щукинского училища, где стал соучеником Никиты Михалкова, Анастасии Вертинской…

Жил в доме убийцы своего героя

Всякого хватало в его кинокарьере. Но Коля, Николай Бурляев уже в детстве стал одним из самых заметных советских актёров, позже — режиссёром, народным артистом России, а теперь и желанным гостем для воронежцев. Ведь ко всему прочему родовые корни артиста тянутся из Борисоглебска Воронежской области.

Мы побеседовали со знаменитым актёром в его гримёрке перед спектаклем Никиты Михалкова «12», где Бурляев играет одну из ведущих ролей.

Л.К.: Николай Петрович, фильмы с Вашим участием стали киноклассикой — «Андрей Рублёв», «Проверка на дорогах», «Военно-полевой роман», «Отпуск в сентябре». Вы их пересматриваете сегодня? Что при этом думаете, что вспоминаете?

Н.Б.: Конечно! Некоторые картины сейчас ещё более актуальны, чем когда мы их создавали. Вот мы сейчас говорим сразу после показа моего фильма «Лермонтов» в кинотеатре «Спартак». Был полный зал школьников. Как они смотрели этот запрещённый 38 лет назад, фильм! (Снят в 1986 году, запрещён Союзом кинематографистов СССР, вышел в прокат в 2024-м, к 210-й годовщине Лермонтова Л.К.). Какие вопросы задавали!

А что вспоминаю…

Судьба поселила семью Бурляевых и маленького Колю, будущего создателя и исполнителя главной роли фильма «Лермонтов», в московском доме… Мартынова, того самого убийцы русского поэта! В том же доме сосед-подросток чуть не «убил» будущего актёра, напугав в тёмном коридоре 5-летнего Колю, из-за чего тот стал сильно заикаться.

«— Мальчик, будешь актёром?
— Покажи документ!»

Н.Б.: Режиссёр, определивший мою судьбу, — Андрей Кончаловский.

Увидев на улице 12-летнего Колю, Андрей, сам ещё студент Щукинского училища, предложил ему сняться в кино. Подросток потребовал документ. Незнакомец предъявил студенческий билет, где было написано: «Андрей Михалков». (Он, сын знаменитого детского поэта и автора гимна Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, Андроном Кончаловским станет позже). Так, с маленькой курсовой работы «Мальчик и голубь», удостоенной приза Венецианского кинофестиваля 1962 года, начался путь Бурляева в кино.

Н.Б.: Он меня открыл. Именно глядя на него, я захотел стать режиссёром.

А музыку к этой короткометражке написал наш земляк, 25-летний композитор Вячеслав Овчинников. Он же написал музыку и к следующему фильму с участием Бурляева «Иваново детство», также заслужившему «Золотого льва» в Венеции. Ленту начал снимать другой режиссёр, да неудачно. Всей группе грозило лишение премии. Спасать картину поручили 30-летнему Тарковскому. «Коля! — позвонил Бурляеву Кончаловский. — Срочно читай «Ивана» Богомолова. Мой друг Андрей Тарковский попробует тебя на главную роль».

Н.Б.: Тарковский — режиссёр моей судьбы, любовь моего сердца. Он всё время рядом. Я ни о ком так много не думаю, как о нём.

«Иваново детство»

Первый стакан налил… сам Высоцкий

Тарковский ставил в кадр юного актёра с Ивашовым, с Жариковым и даже с Высоцким! Как-то после проб Бурляев и будущий великий бард добрели до сада «Эрмитаж». Высоцкий заказал шампанского, налил 14-летнему другу первый в его жизни бокал. Выпив, подросток «почувствовал себя по-настоящему взрослым». Они подружились. Виделись каждый день. Высоцкий катал Колю по Москве на своём «Мерседесе» с французскими номерами, познакомил с Мариной Влади. Чтобы лишний раз увидеться с Высоцким, Бурляев согласился сыграть эпизодическую роль в «Служили два товарища», где снимался его старший приятель. Снялись вместе и в «Маленьких трагедиях».

Когда Высоцкий умер и было понятно от чего, когда ушли поэт Шпаликов и актёр Даль, Бурляев в свои 36 лет пить бросил. Совсем.

На роль в «Рублёве» Тарковский Бурляева брать не хотел, мол, 17-летний актёр «зазвездился». Но Николай просто вцепился в роль Бориски, сына колокольных дел мастера. Именно там, на съёмках «Андрея Рублёва», режиссёр заставил Бурляева вновь заикаться в кадре, именно там надел на шею подростка невзрачный оловянный крестик, выбрав его из четырёх других, бутафорских. Так было нужно для роли, но это определило многое в дальнейшей судьбе актёра. И Бурляев, как минуты счастья, вспоминает те дубли: съёмочная группа кутается в куртки, а он в одном холщовом рубище, под дождевыми струями брандспойтов слетает с глинистого обрыва.

«Андрей Рублев»

Чтобы получить роль, расцеловал Тодоровского

Л.К.: Николай Петрович, но есть в Вашем багаже и другие образы, например Александра Нетужилина в «Военно-полевом романе» Тодоровского.

Н.Б.: Эту роль я, по-моему, ждал всю жизнь. Это совсем не то, что я играл у Тарковского (показывает: нервно, как подросток Бориска, обкусывает ногти). Он делал гениальные фильмы, а я был к этому как-то причастен. И в «Рублёве» — это Он. Через меня, через Солоницына. А в «Полевом романе» — это мой образ! Это уже МОЁ! И сценарий был прекрасный. Более профессионального сценария я в жизни не читал!

Сам режиссёр-фронтовик Пётр Тодоровский вспоминал о том, как родилась идея этого фильма: «Однажды зимним промозглым днём, будучи ещё студентом ВГИКа, я шёл мимо ЦУМа и вдруг услыхал до боли знакомый, с хрипотцой смех. Обернулся. У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. Рядом на ящике сидела озябшая, замотанная в какие-то платки девочка. Я долго стоял и не мог оторвать взгляд. Что произошло с ней, красавицей, фронтовой королевой? Почему жизнь так изменила её? Шли годы, а воспоминание о той встрече не давало покоя».

Её, «бывшую фронтовую королеву», сыграла Наталья Андрейченко. Она только родила и бегала кормить малышку в перерывах между съёмками. А самого Нетужилина должен был играть автор сценария и режиссёр Тодоровский. Но Бурляев в эту роль буквально вцепился: это — МОЁ! (И мы, как журналисты «МОЁ!», хорошо его понимаем:) Встретив Тодоровского в коридорах «Мосфильма», он обнял его, расцеловал и закричал: «Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам!»

Инна Чурикова сыграла  в «Военно-полевом романе» роль мудрой жены героя Бурляева
Фото: кадр из фильма

«Мой единственный негативный герой»

Л.К.: Фильмы с Вашим участием были и остаются моими любимыми на протяжении всей жизни. Один из них «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Вы сыграли там молодого полицая. Роль небольшая, но запомнилась…

Н.Б.: Это моя единственная отрицательная роль. Взялся за неё от безысходности. Германа-старшего, по повести которого снимался фильм, я ещё знал. Но он болел. Сценарий «левой рукой» написал мой однокурсник Эдуард Володарский. А тут бегает по площадке толстенький Герман-младший, дебютант. Думал, сынок хочет примазаться к лаврам отца. Тут ещё жена его Светлана крутится…

Однако не так уж мягок был режиссёр-дебютант Герман-младший. Отбирал исполнителей для роли командира партизанского отряда Локоткова беспощадно: «Главную роль в «Проверке на дорогах» очень хотел играть Высоцкий, — вспоминал режиссёр. — Но это была бы катастрофа. Был бы фильм-клубника, он бы там ещё песенку спел. Он прекрасный артист, однако он не был бы простым русским солдатом. Великий Высоцкий не годился… А требование моё было — рассказ о судьбе русского солдата. Пробовали Евгения Евстигнеева. Приехал артист, перед которым я благоговел. Оделся он очень театрально. Я его долго переодевал. Потом я начал ему рассказывать, что надо сыграть русский народ. А он вдруг сказал: «Ты раскладушку достать сможешь? Я посплю». Ну что делать! Великий артист… Все ходят на цыпочках — спит Евстигнеев! Потом его будим, он долго вспоминает, кто я такой… А потом — цоп! Он ничего не может сыграть! Глупо, непохоже, театрально. Наконец я говорю: «Вы играете глупо, непохоже, театрально. Это срам для артиста высшего класса… Давайте, пока я вас уважаю, а вы обо мне мало знаете, расстанемся. Не ваша роль». Мы расстаёмся».

Л.К.: И Алексей Герман, отвергнув великих актёров, отдал роль Ролану Быкову. Хоть его и не утвердили, но Герман считал Быкова гением. Взял он сниматься и Вас…

Н.Б.: «Очередной фильм о войне» — на съёмочной площадке я к «Проверке» отнёсся именно так. А то, что получился шедевр, стало понятно только после премьеры.

«Проверка на дорогах»
«Лермонтов»

Не стал отбивать Вертинскую у Михалкова

Л.К.: И вот — «12». Спектакль Никиты Михалкова, который сопровождает его и Вас, кажется, всю жизнь.

Н.Б.: Да, впервые мы сыграли его ещё студентами третьего курса. Он предложил мне в «12 разгневанных мужчинах» роль, которую играл Генри Фонда. Супермен! А мне 21 год… Начали репетировать. А Никиту в это время выгнали из Щукинского. Но репетиции продолжили. По ночам Никита влезал в здание училища через окно. В итоге скандал, но засчитали как дипломную работу. А мы этот спектакль ещё долго в Москве играли. Он пользовался огромной популярностью.

В 2007-м Никита Михалков снял фильм «12» с поистине звёздным составом. В 2022-м восстановил театральную версию фильма. Но уже с участием Николая Бурляева и молодых актёров.

Н.Б.: Я сомневался: «Зачем ты это делаешь?» Фильм создан, «Золотого льва» получил. Это уже классика! Тут взял молодых, никому не известных актёров. Не провалимся ли мы? На первой читке сверлила мысль: Боже мой! Они — бездари! Как он с ними сделает спектакль? И как он его сделал!

Л.К.: «Тот» Михалков и «этот» Михалков — разные люди?

Н.Б.: Это один и тот же человек. Только вобравший в себя весь жизненный опыт. Сегодня это, наверное, последний Мастер, который всё знает про Кино и про Театр.

А познакомились Николай с Никитой в доме Михалковых на Николиной горе. Оказалось, ровесники. Подружились.

Николай Бурляев учился в вечерней школе. Кстати, с Татьяной Тарасовой, будущим знаменитым тренером по фигурному катанию. Он сагитировал Никиту перевестись туда из элитной школы.

Увидев однажды молоденькую Анастасию Вертинскую, Николай воспылал к ней страстью. Но, узнав, что она девушка Никиты, резко одёрнул себя. Хотя не одёрнул бы — возможно, и не было бы в его жизни трёх жён: Натальи Варлей, Натальи Бондарчук, Инги Шатовой, с которой Бурляев живёт до сих пор.

Первая жена Бурляева Наталья Варлей. Увидела его в «Ивановом детстве», а он — в «Кавказской пленнице»
Вторая жена Наталья Бондарчук, дочь великого режиссёра. Снималась у Тарковского. Роман с ним закончился трагически: актриса пыталась покончить с собой. Нашла опору в любимом актёре Тарковского — в Бурляеве. Их сын Иван — композитор.
Третья жена Бурляева Инга Шатова младше мужа на 21 год. Актёр добивался руки вчерашней выпускницы ГИТИСа полтора года. У супругов двое детей — Илия и Дарья.

А с Вертинской Михалков всё равно спустя три года расстался. Начинающая актриса зажила с Олегом Ефремовым, который был и намного старше, и более знаменит. А Ефремов, перед тем как окончательно перетащить актрису к себе, запросил на неё «характеристику» у Бурляева, с которым они вместе снимались в фильме «Мама вышла замуж»: мол, как она? Тот честно отрекомендовал: Анастасия прекрасна! Через пять лет, когда Вертинская сбежала от Ефремова к Градскому, Олег Николаевич припомнил эту «характеристику» Бурляеву: а ты говорил «прекра-асна»!

Ну, так и Бурляев припомнил, как на съёмках того же фильма с удивлением смотрел, как Ефремов завтракает: конфетка и бутылка коньяка. Непочатую конфетку и початую бутылку великий артист прихватывал в гримёрку и на съёмочную площадку, «завтрак» продолжался уже там.

Фото: Лев КОМОВ

Хотелось поговорить ещё и об «Отпуске в сентябре», где Бурляев сыграл с Евгением Леоновым, Олегом Далем и Юрием Богатырёвым, но… актёру пора было гримироваться. Поблагодарил народного артиста от имени всех читателей «МОЁ!» за его роли и фильмы. Николай Петрович подписал нам на память наш сувенирный календарь. Пожали руки. Ещё раз взглянул в глаза актёра. Кажется, мысленно он уже был там, на сцене, в своей роли, этот настоящий аристократ Кино.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».