Воронежский стилист-парикмахер выиграла чемпионат мира в Париже
Девушка училась у знаменитого Николая Харьковского
У Анны 200 наград. На всевозможных конкурсах по парикмахерскому искусству, в которых она принимает участие уже больше 17 лет, она почти всегда в лидерах. Победа в Париже для девушки из провинциального города — невероятный триумф. Собственно, и для столичного мастера это практически потолок.
Анна с первых шагов своей карьеры выделялась. Её учитель и легендарный воронежский мастер Николай Харьковский из 40 своих учеников сразу взял её на работу и отобрал для участия в конкурсе.
Париж Анна штурмовала трижды. Труднее было до него добраться, чем выиграть там. О роли парикмахера в жизни женщин, о том, как по-разному наводят красоту в мире, о честолюбии и творчестве мы и поговорили с нашей сегодняшней героиней Анной Тороповой.
«Залитый столбняк никому не нравится»
Салон, где Анна работает, — в центре Воронежа. Модное, стильное место. Те, кто может позволить себе здесь наводить красоту, — обеспеченные люди. Укладка обойдётся тысяч в пять, а сложное окрашивание потянет и вовсе за двадцать. Ну а где ещё может работать мастер с титулом чемпиона мира?
У Анны рекордное для воронежских стилистов-парикмахеров число побед на всевозможных конкурсах. К ней приезжают клиенты даже из других городов, частенько из Москвы. Но большинство — постоянные.
На вид ей лет 25 (хотя на самом деле минимум лет на 10 больше). Кажется, без тени косметики. Натуральность и отсутствие вычурности — сегодняшний тренд. Блестящие длинные волосы, здоровая кожа и ровные белые зубы — основа дорогого образа. Воронежский стилист Торопова будто декларирует это своим примером. Хороший мастер должен лишь деликатно акцентировать достоинства и смягчать недостатки. Никакой грубости и нарочитости.
— Волосы не должны лежать на голове панцирем, залитый столбняк никому не нравится, — говорит мастер. — Особый шик — лёгкая небрежность.
Стричь, по её словам, обычно начинают хорошо после трёх — пяти лет работы. Причёски «доходят» быстрее. Но тут должны быть форма и лёгкость.
— На соревнованиях каждое движение на счету, потому что работают на время. Поэтому ты всё делаешь одним взмахом руки, — объясняет мастер.
Париж: трижды отказывали в визе
Анна Торопова представляла Россию на международном конкурсе в Париже, который проходил в нынешнем сентябре.
— Я победила в номинации «Креативное окрашивание», которое готовила больше полугода, — рассказывает девушка. — В этом году российская команда была маленькой: три представителя женской сборной и два — мужской. Чемпионом мира из всех стала я одна. За эту победу я получила медаль и титул. Когда ты выступаешь на конкурсах, то хочешь дойти до вершины. Этот конкурс для меня и стал такой вершиной. Моим триумфом и доказательством профессиональной состоятельности.
В чемпионате приняли участие представители 60 стран. В каждой номинации от 40 до 60 человек. Страны отправляли лучших своих мастеров. То есть можно себе представить уровень конкуренции.
Торопова участвует во всевозможных соревнованиях профессионального мастерства уже 17 лет. Для того чтобы стать частью сборной страны, нужно было попасть в тройку лидеров российского чемпионата.
— Я взяла серебро чемпионата России в 2019 году и была зачислена в сборную. Со мной стала работать тренер Людмила Тарасова. Она жила в Барнауле, и я раз в месяц на неделю к ней ездила. Тогда же, в 2019-м, я участвовала и в конкурсе одного итальянского бренда. Своих победителей он приглашал на обучение в Италию. Я и там стала второй и отправилась в Милан. В тот момент, когда я там находилась, моя подруга-визажист участвовала в конкурсе на чемпионате мира в Париже в боди-арте. Она позвонила: «Мне нужно причесать модель, не хочешь ли ко мне прилететь?» Согласилась не раздумывая. Мне всегда было интересно хотя бы прикоснуться к этому действу, — рассказывает девушка.
В доковидные времена, по словам Анны, выступали с моделями, а не как сейчас, с манекенами. Нынешняя обезличенность — дань безопасности.
— Я видела все работы. Впитывала всё, как губка. Наша сборная тогда стала абсолютным чемпионом мира — все первые места достались России. И тогда же я решила, что обязательно приеду сюда уже в качестве участницы, — делится стилист.
Но сначала пандемия спутала планы, потом мировая обстановка — почти все конкурсы и соревнования были поставлены на паузу. Лишь в 2024-м забрезжила надежда посоревноваться в Париже.
— В прошлом году мне трижды отказали в визе. В этом году я снова предприняла попытку попасть во Францию, и мне наконец удалось преодолеть этот бумажный кордон. А дальше — жуткий мандраж, сон по два часа в сутки, выматывающая усталость — и победа! Я испытала эйфорию. Ведь сбылась моя мечта, — делится девушка.
Идея окрашивания волос, которая принесла победу, принадлежит её тренеру Людмиле Тарасовой.
— Было очень много попыток, чтобы добиться нужного результата. Расписывали волосы вручную кистью для макияжа. Чтобы нанести рисунок, потребовалось несколько дней. Мы делали окрашивание заранее. Приехали туда уже готовые. Укладку делала на месте. Надо было сделать так, чтобы не было пробелов, чтобы рисунок был читаем. С блеском. Там было очень много критериев, и в итоге всё получилось, — объясняет мастер.
«Первым наставником был Харьковский»
В детстве Аня делала подружкам укладки. Взбивать кудри и строить «вавилоны» было её любимым занятием, но как профессию она подобное даже не рассматривала. Родители представить не могли свою умницу-дочь без диплома о высшем образовании.
— Моя подруга училась в 11-м классе и грезила работой парикмахера. Воронежские школы казались ей не того уровня, и она отправилась в столицу — искать достойное учебное заведение. Я поехала за компанию. Мы оказались в школе «Долорес» и услышали: «В Воронеже есть школа Харьковского, она не хуже, чем московские. Зачем вам мыкаться здесь?» Подруга к этому прислушалась. А я вдруг тоже загорелась желанием учиться в этой школе, — вспоминает Анна.
Чтобы не огорчать родителей, девушка поступила очно в университет на экономфак, выбрав солидную специализацию — «Финансы и кредит», а по вечерам ездила на левый берег в школу Харьковского.
— Свободного времени почти не оставалось. Училась всё время, но от вечерних занятий не уставала. К третьему курсу папа предложил сделать выбор: учиться дальше в студии Харьковского или… машина. Я выбрала обучение, сказав, что машину куплю сама. Когда мне было 25 лет, я приобрела своё первое авто — Nissan Juke — японский мини-кроссовер. Сейчас у меня Mercedes-Benz GLA-класс — немецкий люксовый мини-кроссовер, на который я тоже сама заработала, — признаётся девушка.
В школе Харьковского вместе с Анной учились 40 человек, до конца обучения дошли лишь десять. Девушку сразу взяли на работу и отправили на местный чемпионат, где она стала второй.
— Харьковский был моим первым наставником. Не то чтобы он всегда стоял за спиной и непрерывно учил, но напутствовал перед соревнованиями. Его оценки были хлёсткими и действенными. Он был очень остроумным и не особенно церемонился в выражениях, — смеётся девушка.
В цвет
Колористика — та сфера, в которой Анна получила мировое признание, — далась ей не сразу.
— Я любила химию, разбиралась в ней, но технически сделать нужный цвет получалось не всегда. Это пришло со временем и с опытом. Подбор же мне давался на интуитивном уровне. Просто сразу вижу, что этот цвет человеку подойдёт, а этот нет, — делится мастер.
Сегодня с вводом санкций с красками для волос стало сложнее.
— Я в принципе могу из двух красок — белой и чёрной — сделать огромное число оттенков, практически весь спектр. Ищу альтернативы, нахожу отечественные аналоги, — говорит мастер.
По её словам, в Воронеже есть клиенты, которые могут носить и то, что она исполнила на конкурсе в Париже. Но, конечно, та работа больше искусство, чем утилитарное окрашивание.
Тренер, судья, жена, мама
У Анны в жизни много ролей. Она не только участник и победитель соревнований, но и тренер. И уже пять лет судья на профессиональных конкурсах.
А ещё она жена и мама. Муж увидел её как-то в окно автомобиля и влюбился. Ехал с ней рядом и чуть не врезался в автобус. Пришлось остановиться и дать номер телефона. С этого началась их семейная история. А теперь их совместная гордость — сын Миша.
— Мой 9-летний сын в этом году принял участие в Сингапурской олимпиаде по математике и завоевал там третье и четвёртое места, — гордится Анна.
(Международная олимпиада в Сингапуре — одно из самых престижных соревнований по математике среди школьников. В соревновании приняли участие 2 265 школьников из 40 стран.)
Про головомойку и чужой опыт
По словам нашей героини, куда бы её ни занесло, она непременно идёт к своим коллегам. Садится в кресло и жадно впитывает чужой опыт.
— Если ты будешь ездить, общаться, смотреть, никогда не застрянешь условно в 90-х. Всегда будешь в тренде, — говорит Анна. — В Париже я сходила на укладку и заплатила за этот опыт 137 евро. Посмотрела, как работают французские парикмахеры, даже видео сняла. Мы после каждого клиента всё тщательно убираем, протираем, дезинфицируем, а там к этому относятся легко. Волосы, бумажки, беспорядок никого особо не смущают. В Европе укладка более чёткая: высушили, подтянули, подняли. Но голову они моют плохо.
А вот в Азии с этим полный порядок. Там всегда делают массаж головы, нажимают на определённые точки. Я этому учусь, запоминаю, а потом применяю на своих клиентах. В Сингапуре, где я была с сыном, даже был специальный ассистент, который занимается исключительно головомойкой. В Азии мне не очень нравится, как сушат голову, не особенно заморачиваясь с уходом волос. Зато у них дешевле: я заплатила 70 долларов.
«Делай со мной, что хочешь»
Люди редко довольны тем, что имеют. Кудряшки желают выпрямить, прямые волосы — завить, косы — обкромсать, ёжик — нарастить. Часто к парикмахеру идут как к психологу — выговориться, а заодно радикально поменять образ. Считается, что подобное может дать старт новой жизни.
— Иногда приходят с чётким желанием, чего они хотят. Когда это осознанно, я не спорю. Если понимаю, что пойдёт клиентке, соглашаюсь. Если нет, начинаю искать компромисс. Никогда в лоб не говорю, ищу аргументы, захожу с разных сторон. Больше половины клиентов спустя 10 лет общения, садясь ко мне в кресло, говорят: «Делай со мной, что хочешь». Они и ходят-то ко мне потому, что доверяют, — признается Торопова.
Уши приклеивали скотчем
С моделями для соревнований совсем другая история. Тут уж мастер сам выбирает. Критериев много. Например, голова должна быть маленькой, а рост высоким. Лицо привлекательным, но не слишком ярким. Волосы в идеале пористые. Уши должны плотно приникать к голове.
— Однажды мы модели приклеивали уши двусторонним скотчем — по всем другим показателям она подходила, — улыбается девушка.
Но это было ещё до того, как на международных соревнованиях модели заменили манекенами.
...Анна счастлива среди стрекочущих ножниц, гудящих фенов, в облаке лака и среди огромных зеркал. Её радость — преображение. Даже двенадцать часов на ногах её не омрачают. Вот пришла тусклая, усталая, невесёлая женщина, а после пары часов кружения и колдовства мастера её глаза вспыхивают и появляется улыбка. Вот за этим-то чудом и охотится Анна, в этом и есть её главный интерес. А звания, слава и деньги — это, конечно, приятно, но всё же не цель.
советы мастера
«Голову каждый день мыть не стоит»
Клиентка, которая пришла к Анне во время визита корреспондентов «МОЁ!», попросила поработать с чёлкой.
— Чёлка сегодня должна быть удлинённой и не слишком густой. И выглядеть она должна натурально и как бы небрежно. Я за естественность и усиление природных достоинств, — комментировала Анна свою работу.
Цвет, по её словам, сегодня может быть и ярким, но не бьющим в лоб. Например, не красным, а винным.
По словам мастера, ценятся ухоженность и здоровье. Но каждый день мыть голову не стоит — это портит волосы, они истончаются и становятся ломкими. Жирные стоит мыть хотя бы через день, а сухие — раз в четыре — пять дней.










