Воронежский психиатр: «Моих сыновей воспитали лошади»
Когда младшему сыну Татьяны Криворотько было 13 лет, он совершил настоящий подвиг
Татьяна — известный в Воронеже психиатр, неоднократно признавалась лучшей в регионе. Кандидат наук, диссертацию защищала в столичном НИИ психиатрии, есть у неё и второе высшее — управляющий кадрами. Сейчас она работает на шести (!) работах. Пока строила карьеру и трудилась, её сыновей растили… лошади. И это ноу-хау, уверена их мама, оправдало себя на все сто. О необычной городской семье, в которой уже четверть века год Лошади — в материале «МОЁ!».
Лошадиный конёк
— Дачёночек, улыбнись! — просит Татьяна.
Белая кобыла, кося глазом на хлебную корку в руке хозяйки, задирает морду и смешно скалится.
— Это не лошадь, а блоха! — смеётся Александр, сын Татьяны. — Она умеет подпрыгивать на четырёх копытах. Очень резвая, немного шкодливая, со всеми соревнуется. Улыбаться — её конёк.
Вообще-то никакой она не Дачёночек, а Дачная Пора. Имя странноватое, конечно, но так по паспорту (который у неё, к слову, красный, что говорит о её чистокровности). И не белая она, а серая в яблоках. А белой масти, оказывается, и вовсе нет. Серые с возрастом светлеют и становятся вот такими блондинами. Как люди, когда седеют.
— Мы её приобрели на Хреновском конезаводе в 2013 году. Там закрывали арабскую линию и распродавали всех её представителей. Мы к ней подошли, а она нас просто обняла — прижалась головой и шеей. У нас не было вариантов, — признаётся женщина.
Наступающий год Лошади для Татьяны и её семьи особенный.
— Этой весной ждём потомства от Дачной Поры. Долго искали ей жениха. Рыскали по всей стране, чтобы был под стать нашей королевишне. А отыскали под самым боком — в бабяковской конюшне. Он тоже арабской породы. Хоть и взросленькая у нас девочка, но надеемся, всё получится, — делится наша героиня.
Лошади вынашивают потомство 11 месяцев. Всё это время Дачёночек на особом положении: яблоки, морковка и корки — в удвоенном объёме. Будущих мам положено баловать.
Дон и Николь
Сергей — старший сын Татьяны — выводит из конюшни рыжего красавчика-дончака (донской породы). Его так и зовут — Дон.
— Он у нас семь лет. Очень хороший мальчик, большой друг Дачной Поры. У нас две дамы, и за него вечная борьба. Девочки частенько вздорят по его поводу. Мы его нашли на «Авито». Дон — это спорткар. Ему нужна прямая — желательно очень длинная. Он будет бежать, пока сердце не устанет, — рассказывает об особенностях своего питомца Александр.
Последней выводят Николь. Гнедую, широкую, как диван, кобылу. И в воздухе сразу запахло грозой — дамы закрутились на месте, забили копытами, зафыркали.
— Это полукровка. Обычная деревенщина, — смеётся Татьяна.
История её появления в семье немного грустная. Татьяна говорит, что это подарок мужа по печальному поводу.
— Когда у нас не стало Бахуса — прежнего коня, — жена очень загрустила, — рассказывает её супруг Григорий. — Без слёз не могла проходить мимо пустого денника. Стал искать нового питомца, шерстил объявления и нашёл в одной воронежской деревне. Как только сел на Николь, вспомнил все детские фильмы про ковбоев и индейцев. Оказавшись на ней в седле, будто поплыл по прериям. Если сравнивать её с другими лошадьми, то она как «Волга» представительского класса. Очень мягкая, широкая, неспешная. Она идеально подходит начинающим ездокам.
— Если на Дачной Поре я еду и ноги почти соприкасаются, то на Николь — приходится чуть ли не шпагат делать. Но при этом можно не беспокоиться: откинуться назад и любоваться звёздами, — делится Александр.
Кобыляка
— Первым моим словом было «кобыляка», — вспоминает Татьяна. — Родители играли в шахматы, а я подобралась к ним и забрала коня с доски. «Это конь или кобыла», — мягко вытаскивая из моих ручек фигурку, пояснили родители. Я тут же отчеканила: «Кобыляка». Сколько себя помню: всегда тянулась к лошадям. Откуда это у городской девчонки, у которой даже родственников нет в деревне?.. Второй мечтой стало желание быть врачом. И не каким-нибудь, а хирургом или психиатром.
Обе мечты для девочки были из разряда фантастики. У мамы-библиотекаря, к тому времени, как Таня окончила школу, в одиночку поднимающей двоих детей, не было денег не то что на репетиторов — даже на подготовительные курсы мединститута. Но Татьяну это не смутило. Она пошла в медучилище, а окончив, стала работать медсестрой в психиатрической больнице, набираясь опыт и средств для дальнейшего образования. Быстро выскочила замуж и родила с разницей в год двоих сыновей. Казалось, на детских мечтах можно было поставить жирный крест. Но в 25 (когда сыновьям было по три и четыре года) Таня поступила на первый курс лечфака и… купила абонемент на уроки верховой езды.
— Я пахала как лошадь, — вспоминает Татьяна, — по выходным, праздникам и в ночные смены в больнице. Было очень тяжело, постоянно хотелось спать, не хватало денег и жутко времени. Спасибо маме и друзьям, которые поддержали меня в тот момент. А вот муж не выдержал: ему просто надоело вечно меня ждать, и он ушёл.
Брать барьеры
Оставшись матерью-одиночкой с двумя детьми, студентка Таня и не подумала отступать от своей мечты. Она зубрила конспекты, работала в больнице, крутилась по дому, умудряясь при этом полтора часа в день заниматься верховой ездой. Через полгода она уже прилично держалась в седле и даже начала брать барьеры. А ещё через полгода в её жизни случилось историческое событие.
— Однажды тренер предложил мне купить… чистокровную английскую лошадь, — рассказывает Татьяна. — Бригантине срочно нужен был новый хозяин, и сумма, за которую её продавали, была смешной — 20 тысяч рублей.
Это было абсолютным безумием. Мать-одиночка с двумя детьми, крутящаяся на трёх работах, студентка, живущая в городской однокомнатной квартире, едва сводящая концы с концами, купила лошадь. Такое возможно, наверное, только в 25.
— Мы — я и мои сыновья — были абсолютно счастливы, — вспоминает Татьяна. — Как только я купила Бригантину, каким-то чудесным образом появились и средства её содержать. Мы подобрали ей «гостиницу» — в Репном за умеренную плату за ней взялись ухаживать. С тех пор в любую свободную минутку мы с сыновьями мчались на конюшню. И тогда же у моих мальчиков появилась ни с кем не сравнимая няня. При том, что «нянчились» с ней (чистили, кормили, убирали и т. д.) сами мальчишки. Более действенного воспитателя, чем наша Бригантина, трудно было себе даже вообразить.
А ещё через полгода счастье Полозовых удвоилось — их английская чистокровная понесла.
Счастливы вместе
— Мне лишь недавно перестали подкручивать у виска знакомые, — признаётся Татьяна. — Работать на пяти-шести работах, чтобы обеспечивать своих питомцев, — это, конечно, мало кому покажется нормальным. Радоваться не покупке брендовых сумок и диванов, а приобретению тёплых попон или упряжи. Но именно лошади делают меня счастливой, они воспитали моих детей хорошими людьми.
По её словам, мальчишки избежали всех зависимостей, которые существуют: они не курят, равнодушны к спиртному и прочим «радостям». Уровень организации и трудолюбия — высший. Встать в пять утра и почистить конюшню — не вопрос.
— У нас параллельный путь, мы идём прочь от урбанизации. Лошади отвлекают от меркантильных целей, структурируют жизнь и делают её правильной, — уверена женщина.
Она во второй раз вышла замуж и на участке мужа в Чертовицком с помощью друзей-соратников за одно лето смогла построить благоустроенную конюшню и перевезти туда всю свою «гвардию». (Сейчас в их собственной конюшне в Чертовицком ремонт, и питомцы временно обитают в Бабяково.)
Потом Татьяна снова развелась и опять вышла замуж. Но со всеми прежними осталась в дружбе. И всё по-прежнему крутится вокруг лошадей.
— Мы все при лошадях и при конюшне,— считает Татьяна. — Они нами управляют и ставят задачи. Создавая им уют, мы растём духовно и физически, обрастаем животными и друзьями. Затраты на них, кстати, совсем не такие большие, как может показаться. К тому же соседи помогают. Мы даже не знаем кто. Выходим, а на пороге куча яблок, морковки, свёклы…
Дом с «инопланетянами»
— Я с лошадьми с самого детства, — откровенничает с «Ё!» 29-летний сын Сергей. — Без них себя не представляю. У меня серьёзная работа — занимаюсь промышленной автоматизацией. А в свободное время всегда здесь. Друзей сюда привожу. Когда они узнают о лошадях, удивляются, будто у нас дома инопланетяне. А для меня это обыденность. По деньгам и уходу не сложнее и не дороже ухода за собакой.
Александру 28 лет, окончил технологическую академию и работает инженером на одном из предприятий.
— В детстве после каждого падения с лошади я завязывал с ездой, — улыбается он. — Но меня особо не спрашивали: сажали на неё, несмотря на мои вопли. Выходил конюх с дрыном и давал по крупу. Не хочешь падать — держись. У лошади нет желания скинуть тебя или наступить. Так получилось, и надо бороться, чтобы этого не случилось. На конюшне мы живём по законам природы. Мама с детства не только приучала нас к лошадям, но и отдала на борьбу. И там нас научили правильно падать. Я много раз падал, но никогда ничего не ломал.
Единственное, о чём переживает их мама: её мальчикам непросто найти спутницу.
— Девчонка тоже должна быть той же «породы» — любить животных, — считает она.
Подвиг на пожарах 2010-го
А однажды младший сын Саша совершил настоящий подвиг. Было ему тогда всего 13 лет.
— Мы десять лет жили летом на Кожевенном кордоне, там у нас была конюшня. И вот в регионе случился небывалый пожар 2010-го, который унёс две трети лесов в регионе. В тот день, когда разыгралась стихия, я была на работе в психоневрологическом диспансере. Мне позвонили и кричат в трубку: «Горим!» Лошади, мама и дети в самом эпицентре пожара. Дорога отрезана огнём...
На одной из турбаз — «Летние зори» — были дети с родителями. Связи нет, и им никто не сообщил о том, что творится. Пожарная вышка находилась как раз рядом с нашей конюшней. Её сотрудник в отчаянии: «Что делать? Как людей предупредить об опасности?» До них десять километров. Машина не проедет, человек не пробежит. Моя мама посадила Сашу на коня, и по участкам, где ещё пожара не было, он поскакал на ту самую турбазу. К счастью, всё прошло благополучно. Он добрался. Детей и взрослых из деревянных домов вывели к реке. Они стояли в воде, пока со стороны Рамони за ними не приплыли на лодках.
Саша вернулся по берегу реки верхом, а потом мы уже всех своих вывели из леса. Пожарные вручили сыну почётную грамоту за участие в тушении того страшного пожара, — гордится Татьяна.
«Не знаю людей свободнее и счастливее себя»
— Я ни на секунду не представляю свою жизнь по-другому, — делится Татьяна. — Кто-то говорит: тебя твоя конюшня поработила, ты столько денег на неё угробила, что могла бы отгрохать себе хоромы. А я не знаю людей свободнее и счастливее меня. Я живу как хочу, ко мне приезжал даже принц из Испании! Пятикомнатная квартира не собрала бы таких людей под одной крышей. Мои дети выросли здоровыми, хорошими людьми.
Мне многие завидуют, считают меня очень успешной, но ни один не решился жить так же. Страх перед изменением стандартной рутинной жизни оказывается сильнее, чем желание быть свободным и счастливым.
Фото: Игорь ФИЛОНОВ















