«28 панфиловцев»: истории двух воронежцев, ставших легендой
«МОЁ!» нашла родственников погибших красноармейцев
На прошлой неделе в российский прокат вышел фильм «28 панфиловцев» о бойцах, которые погибли в ноябре 1941 года в Подмосковье, отбивая танковую атаку на столицу. В основу картины легла история подвига 28 красноармейцев, уничтоживших в ходе 4-часового боя 18 вражеских танков. Среди этих 28 человек есть и два уроженца Воронежской области — стрелки Дмитрий Каленик и Григорий Безродных.
Биографии бойцов очень похожи: появились на свет в Воронежской губернии, но большую часть жизни провели в Казахской ССР. Оттуда оба и ушли на фронт в июле 1941 года.
«Важно только то, что люди отдали свои жизни за победу»
Дмитрий Каленик (в посмертный наградной лист его фамилия ошибочно была внесена как Калейников — прим. «Ё!») родился 23 ноября 1910 года в селе Стеценково Россошанского района Воронежской области. В 20-х годах семья Каленик — родители, четверо сыновей и дочь — перебрались в Казахстан. Дмитрий тогда был подростком.
– В Казахстане мой прадедушка встретил свою будущую жену. В браке родилось четверо детей — две девочки и два мальчика. Прабабушка после гибели на фронте мужа так и не вышла замуж. Она поднимала детей одна, — рассказывает правнучка панфиловца Дмитрия Каленика Нина Коленникова.
Кстати, Коленникова — это трансформация фамилии Каленик.
— В дедушкином свидетельстве о рождении уже значилось «Коленников». Видимо, тот, кто заполнял документ, записал так, как расслышал, — предполагает Нина. — Так что отец, то есть, мой прадед, и его сын, мой дед, носили разные фамилии.
В первые же выходные после выхода «28 панфиловцев» на большой экран девушка отправилась в кинотеатр.
— Не одно поколение нашей большой семьи гордится Дмитрием Митрофановичем. Да, вокруг истории о 28 панфиловцах много споров. Но я считаю, что неважно, сколько там было бойцов — 28 или больше и сколько именно они подбили танков. Важно, что люди отдали свои жизни за победу, — уверена Коленникова. — Фильм мне понравился, очень душевный. Пока смотрела — ощущала сопричастность к происходящему и даже пыталась представить на месте одного из героев фильма моего прадеда.
В Россошанском районе в родном селе Дмитрия Каленика в 70-х годах известному уроженцу установили бюст. С годами памятник пришёл в негодность, и в 2005 году, к 60-летней годовщине Победы, его заменили на новый. А в Железнодорожном районе Воронежа есть улица Панфилова.
«Плюньте в лицо тому, кто вам это сказал»
От родственников ещё одного героя-панфиловца Григория Безродных (в наградных документах записан как Безродный — прим. «Ё!»), родившегося в Воронежской области, корреспонденты «МОЁ!» получили крайне противоречивую информацию. Так, есть люди, которые утверждают, что в 80-х общались с Григорием Михеевичем. Якобы после войны он вернулся, работал водителем в столице Казахской ССР Алма-Ате и увлекался пчеловодством.
Другой собеседник «Ё!», называющий себя правнуком панфиловца, также говорит, что его прадед пришёл с фронта, однако «после войны он прожил недолго». Когда мы передали эти слова внучке Григория Безродных, та отреагировала резко: «Плюньте в лицо тому, кто вам это сказал. С фронта вернулись его братья».
Достоверно узнать нам удалось лишь то, что Григорий Михеевич родился 24 февраля 1909 года в селе Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии (ныне — село Урыв-Покровка Острогожского района Воронежской области). Его семья, как и семья Каленик, тоже переехала в Казахстан. До войны работал кузнецом.
21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Калейникову Дмитрию Митрофановичу и Безродному Григорию Михеевичу посмертно были присвоены звания Героев Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».
История о 28 героях-панфиловцах — художественный вымысел
«Это один из мифов, насаждавшихся государством», — сказал, в частности, глава Государственного архива РФ Сергей Мироненко.
Согласно классической версии легенды, вошедшей в советские учебники истории, 16 ноября 1941 года 28 бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова во главе с политруком Василием Клочковым держали оборону у разъезда Дубосеково в 7 километрах от подмосковного Волоколамска. В ходе 4-часового боя они уничтожили 18 фашистских танков, и приостановили движение немцев к Москве. «Россия велика, а отступать некуда — позади Москва» — эта фраза, якобы сказанная политруком, также приводилась в школьных учебниках. В бою погибли все 28 красноармейцев.
Страна узнала о павших героях из публикаций в газете «Красная звезда». В январе 1942 года в издании вышел очерк «О 28 павших героях», где все они были названы поимённо. Ещё через несколько месяцев после того, как о весть о подвиге разлетелась по всей стране, командование Западного фронта стало ходатайствовать о присвоении посмертно всем 28 бойцам звания Героев Советского Союза, что и было сделано.
В ноябре 1941-го у разъезда Дубосеково действительно шли тяжёлые оборонительные бои. Но «никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками не было — это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибли свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах», — вспоминал позже командир 1075-го стрелкового полка Илья Капров. По архивным данным Минобороны СССР, весь 1075-й стрелковый полк (это порядка 500 человек — прим. «Ё!») 16 ноября 1941-го уничтожил 15 или 16 вражеских танков и около 800 немцев.
«Мрази конченые»
Из 28 человек, которых объявили погибшими героями, шестеро на самом деле остались в живых. Среди них — Иван Добробабин, которого позже судили за измену Родине. Впервые публично в достоверности истории о панфиловцах усомнился публицист Эмиль Кардин, написавший в 1966 году для журнала «Новый мир» статью «Легенды и факты». Однако Леонид Брежнев назвал отрицание официальной версии «клеветой на героическую историю нашей партии и нашего народа».
В современной истории много шума наделало похожее по смыслу, но другое по форме заявление российского министра культуры Владимира Мединского. Он назвал святой легендой, к которой нельзя прикасаться, историю о «28 героях-панфиловцах». А тех, кто в ней сомневается — «мразями кончеными».
«Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего, это святая легенда, к которой нельзя прикасаться. А люди, которые это делают — мрази конченые!» — заявил Мединский.
Читать все комментарии