Секреты зданий воронежского архитектора Михаила Замятнина
26 мая — 140 лет со дня рождения автора «Дома с совой» и многих других исторических объектов города
Сложно поверить, что талантливый воронежский архитектор Михаил Замятнин, создавший чуть ли не все главные видовые дома города, был забыт после смерти. Даже неизвестно, где находится его могила. К счастью, до нашего времени дошли творения зодчего: здания нынешней мэрии и областного суда, «Дом с совой». Архитектору приписывают и авторство проекта бывшей типографии газеты «Коммуна» на проспекте Революции. Правда, подтверждающие это документы до наших дней не дошли. Всего же в Воронеже сохранилось более десятка домов, спроектированных Замятниным. Все они являются объектами культурного наследия и охраняются государством.
26 мая — 140 лет со дня рождения Михаила Замятнина. Воронежский краевед Ольга Рудева уже пять лет каждый год проводит в этот день бесплатные экскурсии, посвящённые архитектору. Мы попросили Ольгу Рудеву рассказать малоизвестные факты о Михаиле Замятнине и его домах.
Место захоронения и обстоятельства смерти неизвестны
Семья Михаила Замятнина переехала в Воронеж из подмосковной Коломны. Будущий архитектор родился 26 мая 1877 года. У него было ещё четверо братьев. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров в 1902 году Замятнин вернулся в Воронеж, а в 1911 году стал городским архитектором. Первыми зданиями, которые он построил, стали Юбилейные казармы (здание из красного кирпича по Красноармейской, 19, сейчас — корпус поликлиники №10).
Замятнин проработал городским архитектором до революции. А после неё, с 1918 года, он стал председателем комитета государственных сооружений и директором треста «Воронежглина».
— Замятнин продолжал строить дома в Воронеже. Что интересно, уже в советское время по его проектам создавались здания в дореволюционном стиле, как, например, фиолетовый дом на улице Дзержинского, — рассказывает Ольга Рудева.
Обстоятельства смерти архитектора неизвестны. Михаила Замятнина не стало 22 сентября 1929 года, ему было 52 года. В газете «Коммуна» тогда появилось короткое сообщение, что Замятнин умер после тяжёлой и продолжительной болезни и будет похоронен на новостроящемся кладбище, на месте которого сейчас находится парк имени Дурова (бывший «ЖиМ»). Однако где именно была расположена могила архитектора — неизвестно. Да и долгое время о воронежском зодчем мало кто вспоминал. Даже на здании на проспекте Революции, примыкающем к кинотеатру «Пролетарий», которое было построено по проекту Замятнина, водрузили табличку с ошибкой в его фамилии, сделав архитектора тёзкой писателя Замятина. Ошибку, кстати, не исправили до сих пор.
Ольга Рудева сетует, что сохранилось очень мало сведений о жизни и семье архитектора. Известно, что у Замятниных в Сомово была мебельная фабрика «Щепочка». Сам Михаил Замятнин был дважды женат. Первая жена-красавица сбежала от зодчего с военным. У архитектора был единственный сын, но внуков не было. Сейчас в Воронеже живёт внук родного брата Замятнина Александра — Александр Москаленко, профессор, преподаёт в Техническом университете.
— К сожалению, революция проехалась по нашей семье, контакты растерялись, много фотографий, документов не сохранилось, — рассказывает Александр Георгиевич. — Бабушка о деде мало рассказывала. Дед, будучи студентом, хотел жениться, но отец ему запретил. Тогда Александр сказал, что не вернётся домой, пока отец жив. Уехал в Персию в Тегеран, получил много наград. Когда вернулся через 17 лет, ему уже было за 40, и он женился на моей бабушке. Ей тогда 16 лет было.
Главный архитектор отдал свой дом большевикам
Пожалуй, самый известное здание Замятнина — это «Дом с совой» на Алексеевского, 12. Его архитектор построил для себя в 1912 году. На одном этаже жила семья зодчего, а два других сдавались внаём. С приходом к власти большевиков Замятнин в 1918 году добровольно отдал свой дом губернскому комитету компартии и комсомолу. Балкон часто использовался в качестве трибуны для политических выступлений. Сам же архитектор переехал в одноэтажный небольшой дом на улице Орджоникидзе (дом не сохранился, сейчас на этом месте находится Гордума).
Во время Великой Отечественной войны «Дом с совой» сильно пострадал. Его восстановили только в 1952 году. Сейчас он является жилым. И хотя здание с виду не очень броское, но довольно известное в Воронеже благодаря скульптуре совы под балконом. Даже появилась городская примета, что если влюблённые поцелуются под скульптурой перед свадьбой, их брак будет счастливым. Впрочем, и помимо совы на здании остались интересные детали.
— В «Доме с совой» я живу с 1959 года, а уже 35 лет работаю главным по дому, — рассказывает жилец дома Олег Казаневский. — С совой у меня связано много историй. Раньше во многих семьях, которые жили рядом с домом Замятнина, стращали детей, что в полночь сова оживает и утаскивает тех, кто не слушается. И однажды мои дети вместе с соседскими ночью сбежали и пошли смотреть, как сова оживает. Мы всех на уши подняли, вызвали милицию, потом догадались, где их искать. Пришлось признаться, что сова на самом деле не оживает. А сам дом сейчас пользуется большой популярностью у туристов, приходят к нему на экскурсии, а ещё его часто рисуют художники.
Афина соседствует с колхозницей
Здание на Плехановской, 10, где с 1990-х годов находится мэрия, тоже спроектировал Михаил Замятнин. Дом готов был к 1915 году, в него въехал Волжско-Камский коммерческий банк, а после революции там обосновался военный комиссариат. В войну, как и многие другие здания в центре, дом сильно пострадал — были разрушены перекрытия, часть исторического фасада. При его восстановлении переделали внутренние помещения, а фасад воссоздали полностью.
— Интересно, что при реконструкции советские архитекторы оставили полуобнажённые скульптуры древнегреческих богов Гефеста и Афины, которые «сидят» внизу, — отмечает краевед Ольга Рудева. — Однако к этой композиции по бокам добавили скульптуры рабочего и колхозницы. Судя по всему, Гефест и Афина остались на фасаде, вписавшись в идеологическую концепцию того времени, как покровители кузнечного и ремесленного дела.
«Тайный» барельеф с Христом
В 1911 году архитектор по заказу местных предпринимателей Николая Клочкова и Вильгельма Столля построил здание глазной больницы (улица Революции 1905 года, 22). И сейчас в нём находится областная клиническая офтальмологическая больница. Правда, в двухэтажном здании впоследствии надстроили третий этаж и приделали к нему новый корпус.
— Предприниматели безвозмездно подарили больницу городу, а Замятнин получил за здание орден Святой Анны 3-й степени, — рассказывает Ольга Рудева. — Подарок был шикарный. Трудно представить, чтобы из нынешних миллионеров кто-то построил бы огромное здание в центре и подарил его городу.
В 2010 году во время ремонта фасада строители обнаружили барельеф с изображением Иисуса Христа, исцеляющего слепого. Около ста лет никто не знал о его существовании! Ольга Рудева предполагает, что барельеф, сделанный по эскизу Замятнина, могли спрятать верующие, или уже после революции при советской власти его просто заштукатурили.
Ещё пять домов Замятнина, которые сохранились в центре Воронежа
- Музыкальное училище на проспекте Революции, 41:
- Здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка на улице Орджоникидзе, 41. Сейчас здесь располагаются Следственный комитет и суд:
- Дом купца А.Ф. Петрова на улице Фридриха Энгельса, 19, где находится противотуберкулёзный диспансер:
- Дом камергера М.М. Сомова — улица Фридриха Энгельса, 21:
- Дом дочери надворного советника З.Н. Ивановой на улице Никитинская, 3. Сейчас это жилой дом. Его особенность в том, что Замятнин сделал световой фонарь в крыше для естественного дневного освещения в подъезде, но уже в наши дни его закрасили.
- Дом купца Н.Т. Шуклина — проспект Революции, 56. Бывший кинотеатр «Увечный воин», а сейчас к этому зданию примыкает «Пролетарий»:
Читать все комментарии