Расследование «МОЁ!»: почему натуральное возмещение по ОСАГО – полный провал?
Как страховые компании узаконили способ недоплаты ущерба, и почему ремонт вместо денежных выплат по ОСАГО – ещё большее зло для автомобилистов
Натуральное возмещение по ОСАГО – головная боль не столько для нечистоплотных автоюристов (против которых это новшество изначально было направлено), сколько для автомобилистов. Такой вывод можно сделать по истечении вот уже почти 8 месяцев с момента введения данного новшества.
Справка:
Напомним, для тех, кто оформил полис «автогражданки» после 28 апреля 2017 года, действует приоритет ремонта над денежными выплатами. То есть страховая компания вместо перечисления вам денег (как раньше) теперь направит вас на станцию техобслуживания (СТО), где ваш автомобиль обязаны отремонтировать по страховке в течение месяца. Причём страховая компания сама выбирает автосервис. Единственное условие – чтобы он находился не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего (по выбору владельца авто). А сам автомобилист не вправе отказаться от ремонта в пользу денежной выплаты.
Почему натуральное возмещение по ОСАГО страшнее, чем недоплата ущерба?
С одной стороны, вроде бы, всё неплохо. По закону, если при денежной выплате автомобилисту насчитывается ущерб с учётом износа его автомобиля, то при натуральном возмещении – на его авто должны поставить новые запчасти. Однако многие из тех, кому уже довелось на деле столкнуться с натуральным возмещением по ОСАГО, хватаются за головы.
С 1 декабря 2014 года действует так называемая единая методика расчёта стоимости запчастей и работ. Стоимость каждой запчасти и каждого вида работ для любой марки автомобиля прописана в едином справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА). Как анонсировали страховщики, единая методика была введена для того, чтобы сделать расчёты ущерба прозрачными. Чтобы у автомобилистов не возникало вопросов, откуда взялась та или иная сумма. На деле получилось, что суммы, прописанные в справочнике, существенно ниже рыночных цен. И всё же даже при единой методике в случае денежного возмещения по ОСАГО у автомобилистов был шанс через суд добиться адекватных выплат. Естественно, не без помощи автоюристов и независимых экспертиз, которые тем самым приносили страховщикам головную боль и убытки.
При натуральном возмещении – когда вместо денег автомобилист получает отремонтированный автомобиль – такая возможность сводится к минимуму. Единственное, к чему вы можете предъявить претензии, – это к качеству ремонта.
Бампер «Форда» за 800 рублей, или как формируются расценки на запчасти
По закону, единый справочник РСА формируется так. Берётся стоимость конкретной детали в не менее чем 10 крупных магазинах запчастей, которые действуют в данном регионе. Закон предусматривает использование в ремонте новых деталей, но не ограничивает использование при этом неоригинальных запчастей. Поэтому сюда же плюсуется стоимость китайских аналогов, которые стоят в разы дешевле оригинала. В довесок прибавляется ещё и стоимость детали в оптовых магазинах (условно говоря, по такой цене можно приобрести запчасть, только если купишь вагон). Всё это перемножается на некие долевые коэффиценты, после чего выводится средняя температура по больнице.
В некоторых случаях диву даёшься, откуда берутся те или иные цифры. Проверить стоимость запчастей, материалов и нормочаса работ можно в открытом доступе на сайте РСА. Вводишь номер детали, выбираешь дату, регион и смотришь цену. Так вот, к примеру, до 1 декабря стоимость заднего бампера на Ford Focus 2 по этому справочнику равнялась… 826 рублей! После 1 декабря (когда произошла очередная индексация цен в справочнике) деталь подорожала аж до 2 800 рублей.
Но это всё равно в 2,5 раза рыночной стоимости. Проверяем эту же деталь по каталогу крупнейшего интернет-магазина автозапчастей, и видим, что оригинальный задний бампер на Ford Focus 2 дешевле, чем за 6 500 рублей, найти нельзя. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров. На самом деле, почти по всем позициям в едином справочнике РСА цены на 10 – 30% ниже рыночных.
Читатель «МОЁ!» Андрей попал в ДТП на своей «Шкоде». Официальный дилер насчитал ему за ремонт в общей сложности 180 тыс. рублей. Страховая компания перечислила ему по ОСАГО 114 тыс.
- Когда начал детально изучать, оказалось, что на эту сумму можно купить только китайские запчасти на мой автомобиль, - рассказал Андрей. - Но почему я должен ставить на свой автомобиль китайские аналоги, если до аварии у меня были оригинальные запчасти? В итоге, даже с оригинальными запчастями б/у, ремонт мне вышел на 30 тысяч дороже, чем начислила страховая.
Как страховые ремонтируют авто?
Если бы полис ОСАГО Андрея был оформлен после 28 апреля 2017 года, его бы отправили на ремонт в автосервис. И он мог не узнать, какие запчасти поставили на его автомобиль – оригиналы или аналоги.
” - Закон ведь как работает: страховая решает отправить автомобиль на ремонт в автосервис, - рассказывает представитель независимой автоэкспертизы Дмитрий Синицын. - В сервисе спрашивают: «Сколько платите?» - «15 тысяч» - «Была не была – попробуем». И сервис начинает что-то изобретать. Если получается что-то изобрести, значит, машина будет в каком-то виде отремонтирована. Если нет – сервис имеет право отказаться. В этом случае страховая переводит вместо 15 тысяч, которые она обещала сервису, 9 – 10 тысяч клиенту, и говорит: «Это твоя сумма ущерба с износом. Делай, что хочешь». Я нисколько не утрирую – это закон так работает.
Даже если автосервису удаётся что-то изобрести, не факт, что это «изобретение» придётся по душе владельцу авто.
” - Типичная ситуация для зимы: догнал один другого, сломал бампер, сломал панель задка, крышку багажника повредил, - продолжает Дмитрий. - Машина забирается на месяц. С ней что-то делается. После этого клиент прибегает в сервис, не глядя забирает свой драгоценный автомобиль, который не видел месяц, приезжает к нам и говорит: «Ребята, посмотрите, как отремонтировали? По-моему, нормально». Снимаем бампер и понимаем, что из всего, что надо было починить, починили только бампер. Панель задка осталась со всеми вмятинами и за это время начала уже гнить. По поводу покраски – отдельная история. Лако-красочное покрытие после ремонта находится в таком состоянии, как будто машина по дороге из этого сервиса ещё раз попала в ДТП. Красят «намокрую», не сушат. Чтобы правильно покрасить автомобиль, его нужно загнать в определённую камеру, включить инфракрасные лампы. То есть потратиться на электроэнергию, потратиться на место в этой камере. А у них денег на это нет. Ведь они вынуждены укладываться в те скудные бюджеты, которые им отмеряют «щедрые» руки страховых компаний.
Что делать?
Лучший совет здесь – не попадать в ДТП. Ну, а если серьёзно, то в случае некачественно проведённого ремонта, надо предъявлять претензии к страховщику. Минимальный гарантийный срок на ремонтные работы по восстановлению повреждённого транспортного средства, по закону, составляет 6 месяцев, на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев. Однако тут надо готовиться к волоките. Переписка со страховой, суды, снова вы не увидите свой автомобиль, который будут «переремонтировать», и т.п. Однако в данном случае наша статья действует по принципу: предупреждён – значит вооружён.
На законодательном плане правительству РФ, конечно же, нужно добиваться изменения методики расчёта стоимости запчастей и работ (исключая оттуда китайские аналоги и оптовые цены). Второй вариант – государственное регулирование рынка запчастей и их сертификация, что позволит исключить споры об оригинальности деталей и их качестве. Но сделать это вряд ли даст мощное страховое лобби, под чутким руководством которого фактически и писались все последние поправки в закон об ОСАГО. Страховщики и так бесконечно жалуются на убыточность ОСАГО, шантажируя тем, что вот-вот уйдут с рынка обязательного автострахования. А власти идут у них на поводу.
Читать все комментарии