Под Воронежем 88-летняя пенсионерка сама облагораживает массовое захоронение
Женщина практически в одиночку пытается благоустроить место, где покоятся останки тысяч советских воинов
На эту поляну Екатерина Васильевна приходит словно в храм. Для неё это место святое. Здесь не лежат её родные и близкие. Здесь покоятся останки тысяч воинов, имена большинства которых до сих пор так и не установлены. Но именно благодаря 88-летней Екатерине Васильевне Филиной об этом массовом захоронении вообще кто-то узнал…
«Копали траншеи, машинами и телегами привозили погибших бойцов»
Речь идёт об одном из самых массовых захоронений советских воинов в окрестностях Воронежа. Расположено оно в дубовой роще на окраине села Чертовицы.
По данным поисковиков, здесь в нескольких ямах и траншеях, разбросанных на большой территории рощи, могут покоиться от 6 тыс. до 12,5 тыс. военнослужащих Красной армии, погибших при боях за Воронеж в 1942 — 1943 годах.
Для сравнения, в братской могиле №1 на Чижовском плацдарме покоятся более 15 тыс. советских воинов, в братской могиле № 2 у Памятника Славы — почти 11 тысяч.
Только на одной поляне, куда приходит Екатерина Васильевна, было захоронено около 1 300 человек. Об этом месте женщина узнала ещё в середине 1980-х.
— Тут, в Чертовицах, в войну стоял медсанбат № 247, — машет морщинистой рукой куда-то в сторону санатория им. Дзержинского Екатерина Васильевна. — В 1980-х я работала в Доме отдыха озеленителем, клумбы оформляла. И вот в 1986 году из Юрмалы приезжает к нам женщина, Надежда Викторовна Дроздова, которая во время войны работала врачом в том самом медсанбате. И она рассказала директору Дома отдыха о месте массового захоронения бойцов в нашей роще. Директор отправил меня с ней. Надежда Викторовна вывела меня сюда — тут, говорила, копали траншеи, машинами и телегами привозили погибших бойцов и из-под Воронежа, и с места боёв за Доном. Раненых доставляли в медсанбат, а кто умирал — хоронили в отдельных ямах.
«После этого я решила никому не рассказывать про захоронение»
По оценкам Надежды Дроздовой, в ямах могло быть около 6 тыс. погибших, а то и больше. Она попросила Екатерину Васильевну рассказать общественности об этом массовом захоронении. Екатерина Васильевна пошла в местный военкомат, но там ответили, что массовые захоронения — это не их дело. Председатель сельсовета тоже развёл руками — мол, денег нет.
— После этого я решила никому больше не рассказывать про захоронение, — призналась Екатерина Васильевна. — У нас ведь как бывает — только узнают про массовое захоронение, тут же останки выкапывают и где-то перезахоранивают. А меня ведь Надежда Викторовна умоляла: вы только не перезахоранивайте погибших, не тревожьте их останки, просто установите в этом месте обелиск.
Екатерина Васильевна рассказала местным властям о братской могиле в лесу только в 2013 году, после того как случайно услышала по телевизору, что Владимир Путин пообещал выделить дополнительные средства на обустройство массовых захоронений.
— Я-то думала, что власти выделят средства, чтобы облагородить место захоронения, установят там обелиск… — рассказывает пенсионерка. — В местной школе организовали сход жителей с привлечением властей и общественников, чтобы определить, что дальше с этими останками делать. Я слёзно просила, чтобы солдатиков никуда не перезахоранивали, но меня никто не послушал…
«От благодарных жителей с. Чертовицы»
Из 1 300 воинов, захороненных на поляне, указанной Екатериной Васильевной, поисковики эксгумировали и установили личности 281 воина. Их останки торжественно перезахоронили на опушке леса 6 мая 2015 года. В один гроб складывали останки 10 и более погибших. На этом месте установили памятный камень с надписью: «От благодарных жителей с. Чертовицы».
— Всё это было сделано для показухи, — вздыхает Екатерина Васильевна. — Ну, захоронили они этих пару сотен, а про тысячи остальных, что остались в земле, забыли. И в месте захоронения никто даже камень не удосужился поставить или табличку…
В итоге пенсионерка решила взять инициативу в свои руки. Вместе с группой неравнодушных односельчан Екатерина Васильевна облагородила поляну. Спилили старые аварийные деревья. Разбили на месте захоронения клумбы с цветами, высадили аллею.
А на поляне пенсионерка установила деревянную табличку, где неровными буквами написала: «Здесь захоронение воинов в 1942 году». Каждую неделю приходит сюда пожилая женщина. Вместе с помощниками поливает цветы, продёргивает сорняки. И мечтает, что когда-нибудь в этом месте появится настоящий мемориал. Пусть даже если она этого момента уже не застанет…
Читать все комментарии