Воронежца осудили условно за публикацию религиозных роликов в соцсети 

На 28-летнего Олега Балобина завели уголовное дело из-за трёх видео

29.09.2018 18:38
МОЁ! Online
92

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

8568
  

Центральный районный суд 28 сентября вынес приговор по необычному делу. 28-летнего воронежца Олега Балобина за три размещённых видео в соцсети «ВКонтакте» обвиняли по статье 282 «Возбуждение ненависти или вражды и унижение человеческого достоинства» и подрыве конституционного строя. Молодому человеку грозило два года лишения свободы. Он отделался условным сроком.

«Желания сидеть в соцсетях нет никакого»

Судебные заседания по делу выпускника юрфака ВГУ Олега Балобина длились около года. 

— Перед Новым годом в 2015 году я приехал в Воронеж из Москвы, ещё на вокзале меня задержали, показали корочки, ничего толком не объяснили и забрали в отделение, — рассказывает Олег. – Я подумал, что это какая-то проверка. В отделении мне сказали, что я разместил в соцсети «ВКонтакте» видео, возбуждающие ненависть и оскорбляющие чувства верующих. 

После задержания правоохранительные органы «забыли» об Олеге на два года, а в 2017 году завели на него уголовное дело, провели в квартире, где он проживает, обыск. Оказалось, что публикацией трёх видеороликов в период с 2011 по 2015 годы он совершил действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии (ч. 1 ст. 282 УК РФ).

В соцсети «ВКонтакте» в рубрике «Мои видеозаписи» Олег первое видео опубликовал ещё в 2011 году. На ролике группа язычников, одетых в какие-то шкуры и славянские рубашки, ворвалась в помещение, где проходила проповедь Свидетелей Иеговы (является запрещенной организацией на территории Российской Федерации). На видео попал конфликт между ними. Олег говорит, что ему этот ролик показался забавным, поэтому он и сохранил его в своих видеозаписях. Следующее видео молодой человек добавил в «Мои видеозаписи» аж через три с половиной года. Это был отрывок проповеди московского протоиерея Дмитрия Смирнова, где священник говорит о том, что христианство якобы религия людей, ведущих асоциальный образ жизни. 

А третье видео Балобин и сам не успел посмотреть. Называется ролик «Христианство – секта иудаизма». Олег рассказал, что сохранил его в «Мои видеозаписи», чтобы посмотреть позже, но потом и вовсе про него забыл. Как рассказал его адвокат Станислав Рывкин, из трёх это единственное видео, включённое в список запрещённых материалов, в реестр экстремистских материалов оно попало уже после того, как Балобин его опубликовал.

— Конечно, то, что на меня уголовное дело завели, сильно повлияло на мою жизнь, — говорит Олег. – Меня внесли в список экстремистов, заблокировали мою банковскую карту. Я не могу устроиться на работу. Отправляю резюме, но никаких откликов, возможно, работодатели делают запрос и узнают, что я в списке экстремистов. Конечно, если бы я знал о таких последствиях, никогда бы не разместил ролики. После того как меня в первый раз задержали, я сразу удалил свою страницу в соцсети. И даже не собираюсь заводить новую. У меня нет никакого желания писать, общаться и проявлять какую-либо активность в соцсети, где каждое слово может чем угодно обернуться. 

Секретные свидетели и обыски

На судебном заседании прения сторон длились несколько часов. Сторону обвинения на заседании Центрального районного суда представляла старший помощник прокурора Центрального района Валентина Грачёва. Зачитывая обвинительное заключение, представитель гособвинения сообщила, что Балобин свою вину не признаёт, в своих показаниях говорил, что крещён в православных традициях, верит в Бога как в высший разум, относится к Иисусу Христу как к положительной и высокодуховной личности. Правда, было не совсем понятно, какое это имеет отношение к делу о возбуждении ненависти и вражды, если 28-я статья Конституции гарантирует каждому свободу вероисповедания.

Сторона обвинения упирала на то, что видеоролики Балобин разместил на своей странице в соцсети «ВКонтакте» в открытом доступе, посмотреть их мог любой желающий. По мнению следствия, в них содержатся признаки пропаганды и обоснования неполноценности человека по признаку отношения к религии, что подтвердили религиоведческая, лингвистическая и другие экспертизы. 

Следствием была изъята личная переписка Балобина (в соцсети он использовал псевдоним) с его девушкой и несколькими знакомыми. Из-за ненормативной лексики в суде Валентина Грачёва не смогла процитировать переписку. Из обсуждаемого контекста было понятно, что в ней нелицеприятные высказывания о христианстве, в частности прозвучала фраза: «Мне омерзительны религии, как христианство, ислам и иудаизм». Балобин пояснил, что это высказывание вырвано из контекста и относилось к радикальным проявлениям, а вообще в переписке обсуждались фильмы и литературные произведения на религиозные темы и созданный там образ Христа. 

Гособвинитель считает, что вина Балобина подтверждается в том числе и протоколом обыска, где зафиксировано, что во время обыска у выпускника ВГУ были изъяты напульсник из ткани чёрного цвета с изображение «999», личный дневник, видеокассеты, издание «Магия в теории и практике» английского поэта и оккультиста Алистера Кроули, книга «Полный курс профессиональных знаний. Мистика».

В ходе ведения уголовного дела было допрошено несколько свидетелей, например Петров и Иванов. Настоящие их имена засекречены. По словам Петрова, он познакомился с Балобиным в 2014 — 2015 годах в интернете, якобы обвиняемый рассказывал ему о своей вере в Ктулху (божество из рассказа Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» — ред.), с пренебрежением относился к христианской религии, призывал принимать веру им подобных людей. Петрову всё это было неприятно, и он перестал общаться с Балобиным. Аналогичные показания дал свидетель Иванов.

Сторона обвинения акцентировала также внимание на том, что подсудимый не работает, не женат, ранее не привлекался к уголовной ответственности. Старший помощник прокурора попросила судью назначить Балобину два года колонии общего режима. Кстати, часть 1 статьи 282 предусматривает не только лишение свободы на срок от двух до пяти лет, но и более мягкое наказание – штраф от трёхсот до пятисот тысяч рублей либо принудительные работы на срок от года до пяти лет.

«Все доказательства несостоятельны»

В качестве защитника Балобина выступил известный в Воронеже адвокат Станислав Рывкин. Свою речь он начал с упоминания пленума Верховного суда, который прошёл 20 сентября. На нем обсуждалась ситуация с судебной практикой уголовных дел экстремистской направленности и перегибы на местах. 

— Верховный суд говорит, что следствие обязано устанавливать прямой умысел в размещении тех или иных материалов в интернете для разжигания ненависти и вражды, — отметил Станислав Рывкин. – Три видео, размещённые в течение четырёх лет не на стене в «ВКонтакте», а в разделе «Мои видеозаписи», не говорят о системности умысла. Если человек ставит себе целью умысел, то он будет действовать более активно, привлекать внимание. В нашем случае Балобин никакими комментариями от себя ролики не сопровождал, не делал действий, направленных на увеличение количества просмотров.

Защитник отметил, что Верховный суд рекомендовал судам учитывать размер и состав аудитории. Так, у Балобина в друзьях было 115 человек, размещённые им видео набрали от 0 до 1 лайка.

Обвинение уделило большое внимание личной переписке, хотя она никак не относится к материалам, размещённом в открытом доступе. И как подчеркнул Станислав Рывкин, за пять лет из почти 13 тысяч страниц следствию удалось найти всего 12 страниц, где Балобин со знакомыми обсуждал религиозные темы. «У нас нет ответственности за мысли», — отметил Рывкин.

Адвокат поставил под сомнение показания свидетелей Петрова и Иванова. Оба они утверждали, что продолжали переписываться с Балобиным в марте 2016 года, хотя тот удалил свою страницу ещё в 2015 году. Да и следствие почему-то не предоставило их переписку с Балобиным, где он с ними общался и пересылал им видеоматериалы. Также адвокат обратил внимание на то, что участие свидетеля под псевдонимом в уголовном деле регламентируется статьёй 11 УК РФ и возможно в том случае, если им или их близким угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными деяниями. Иванову и Петрову угроз не поступало. 

Достаточно критически Станислав Рывкин высказался в отношении религиоведческой экспертизы, которую проводил религиовед, до этого преподававший научный коммунизм и в ходе судебных заседаний не ответивший на специализированные вопросы по своему нынешнему профилю.

— Мы сами видим, как у нас работает государственная машина, с каким трудом разворачивается. Сначала люди попадают в её жернова, а через какое-то время, когда люди получили проблемы в виде сроков, ограничений прав, спохватываются и говорят: «Ой, мы не то имели в виду». В июне в Госдуму был внесён пакет документов о декриминализации первой части 282-й статьи, пока они на рассмотрении, — сказал Станислав Рывкин.

«Приговор будем обжаловать»

Судья Валентина Парадовская вынесла решение: два года лишения свободы условно с годом испытательного срока. Это значит, что через год судимость с Балобина могут снять. 

— У нас очень мало в стране оправдательных приговоров. На тысячу — два оправдательных приговора согласно статистике сайта «Русь сидящая», — отметил Станислав Рывкин. – Такова у нас судебная система. Я убежден, что доказательств вины моего подзащитного нет. Даже то, что его осудили условно, всё равно значит, что его признали экстремистом, это ущемляет его права. 

Станислав Рывкин сказал, что настроен обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».