«Как я стал уголовником за видеоролики во «ВКонтакте»

28-летний Олег Балобин едва не попал за решётку, разместив на своей странице в интернете три видеоролика на религиозную тему

08.01.2019 15:15
МОЁ! Online
51

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

28 декабря президент подписал закон о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Смягчить ответственность «за экстремизм» решили в том числе из-за перегибов на местах, ведь нередко для возбуждения уголовного дела правоохранителям было достаточно репоста или лайка в соцсетях. Подобная история произошла и в Воронеже.

В конце сентября Центральный районный суд вынес приговор по резонансному делу. 28-летнего воронежца Олега Балобина, окончившего юрфак ВГУ, за три размещённых видео в соцсети «ВКонтакте» обвиняли по так называемой экстремистской статье. Максимальный срок, который грозил молодому человеку, — до четырёх лет лишения свободы. Обвинение требовало приговорить его к двум. Корреспонденты «МОЁ!» побывали на вынесении приговора, а после встретились с Олегом и его адвокатом Станиславом Рывкиным.

Что произошло?

Всё началось ещё в 2015 году. Олег перед Новым годом возвращался из Москвы в Воронеж, на железнодорожном вокзале его задержали.

— Мне показали корочки люди в штатском, ничего толком не объяснили и забрали в отделение, — вспоминает Олег. — Я подумал, что это какая-то проверка. В отделении мне сказали, что меня задержали потому, что я разместил в соцсети «ВКонтакте» видео, оскорбляющие чувства верующих.

После задержания правоохранительные органы «забыли» об Олеге на два года, а в 2017 году завели на него уголовное дело. Следователи посчитали, что публикацией трёх видеороликов в период с 2011 по 2015 год он совершил действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Уголовное дело длилось полтора года. В итоге Центральный районный суд присудил Балобину два года лишения свободы условно с годом испытательного срока.

За что осудили воронежца?

Правоохранительные органы заинтересовались тремя видео, которые Олег разместил на своей странице во «ВКонтакте» в рубрике «Мои видеозаписи». Надо сказать, что все они находились в открытом доступе в интернете и, кстати, до сих пор находятся. Первое видео Олег опубликовал в 2011 году. На ролике группа язычников, одетых в какие-то шкуры и славянские рубашки, вломилась в помещение, где проходила проповедь «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена на территории Российской Федерации). Следующий ролик молодой человек добавил в «Мои видеозаписи» аж через 3,5 года. Это был отрывок проповеди московского протоиерея Дмитрия Смирнова, где священник говорит о том, что христианство якобы религия людей, ведущих асоциальный образ жизни. Кстати, самому Смирнову никто никаких обвинений по этому поводу не выдвигал. А третье видео под названием «Христианство — секта иудаизма», как рассказал Олег, он сохранил в «Мои видеозаписи», чтобы посмотреть позже, но потом и вовсе про него забыл. Именно это видео до недавнего времени значилось в реестре экстремистских материалов, но сейчас его из этого списка исключили. Это видео тоже по-прежнему находится в открытом доступе.

Олег Балобин и подумать не мог, что его будут судить как экстремиста
Фото: Ольга ГНЕЗДИЛОВА

В апреле 2017 года в квартире, где живёт Олег с родителями, оперативники провели обыск. В протоколе зафиксировано, что у Балобина найдены: «напульсник из тянущейся ткани чёрного цвета имеет изображение 999 из ткани красного цвета, музыкальные диски, издание «Магия в теории и практике» английского поэта и оккультиста Алистера Кроули, книга «Полный курс профессиональных знаний. Мистика». Ещё к материалам дела приобщили личную переписку Олега во «ВКонтакте» с несколькими друзьями, где они обсуждали религиозные темы.

По мнению стороны обвинения, которую на суде представляла старший помощник прокурора Центрального района Валентина Грачёва, совокупность всех этих фактов доказывает вину Балобина в возбуждении ненависти и унижения человеческого достоинства по религиозному признаку.

А вот Балобина возмутили действия самих следователей.

— Обыск был только в моей комнате и длился несколько часов, — рассказывает Олег. — Но гораздо неприятнее обыска было то, что шерстили личную переписку в соцсети. Я общался с друзьями, откровенничал, а потом кто-то посторонний это читал. Как мне сказал один оперативник: «Мы всем отделом читали переписку и ржали над тобой».

Что смущает в этом деле?

Станислав Рывкин

Первое, на что обращает внимание адвокат Станислав Рывкин, — если бы Балобин и был виновен, то скорее не по уголовной статье, а по административной. Статья 20.29 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание за массовое распространение материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Нарушителю грозит штраф от тысячи до трёх тысяч рублей. Да и это вряд ли можно считать нарушением, так как видео, которые сохранил у себя на странице Олег, в перечень экстремистских сейчас не входят.

Второе: по 282-й статье оскорбление чувств верующих должно быть совершено публично. Однако книги по магии и другие предметы, хранящиеся в квартире, личная переписка к публичному пространству никак не относятся.

— У многих подростков есть дома диски с черепами, какие-нибудь напульсники, литература, свободно продаваемая в магазинах. Олег раньше увлекался тяжёлым роком, это всего лишь субкультура, — считает адвокат. — Ещё следствие берёт личную переписку и пытается ею доказать умысел на разжигание религиозной ненависти… Но у нас, простите, ответственности за мыслепреступления пока не предусмотрено.

Да и вообще, по мнению адвоката, массовым распространением информации размещение материалов Олегом Балобиным на своей странице назвать трудно.

— За 4,5 года он разместил три видео хоть и в открытом доступе, но в разделе «Мои видеозаписи» при количестве подписчиков 115 человек. Не сопровождал их комментариями и лайками, — говорит Рывкин. — А за пять лет из почти 13 тысяч страниц личной переписки следствию удалось найти всего 12 страниц, где Балобин со знакомыми обсуждал религиозные темы.

Как суд и приговор повлияли на жизнь подсудимого?

— Следствие длилось полтора года, всё это время без разрешения я не мог поехать даже в Семилуки — был под подпиской о невыезде, — рассказал Олег. — Также регулярно мне было необходимо отмечаться у следователя, знакомиться с делом. Если бы я не являлся, меня могли посадить в СИЗО. Конечно, если бы я знал о таких последствиях, никогда бы не разместил ролики. После того как меня в первый раз задержали, я сразу удалил свою страницу во «ВКонтакте». У меня нет никакого желания писать, общаться и проявлять какую-либо активность в соцсети, где каждое слово может чем угодно обернуться.

Приговор пока в силу не вступил, однако Олег уже ограничен в ряде прав.

— В течение месяца я как опасный для общества экстремист, которого приговорили к уголовной ответственности, хотя и условно, не могу снять с банковской карты больше десяти тысяч рублей в месяц, — говорит Олег. — Когда приговор вступит в силу, раз в месяц мне нужно будет отмечаться в полиции.

Сейчас Олег вместе с адвокатом подал апелляцию в областной суд. Балобин настроен дойти до Европейского суда.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.