Росздравнадзор признал нелегальным облучатель, убивший женщину в онкодиспансере
Эксперты подтвердили информацию о воронежском аппарате «Терагам», опубликованную в расследовании «МОЁ!». По нашим данным, на покупке этой установки чиновники могли «сэкономить» больше 10 миллионов рублей
25 июня Росздравнадзор на своём официальном сайте выложил релиз об итогах служебной проверки Воронежского областного онкодиспансера. Чтобы разобраться в дикой трагедии, которая там произошла, чиновникам понадобился почти месяц. Напомню, 22 мая во время сеанса лучевой терапии одну из пациенток в буквальном смысле раздавило медаппаратом. Стол, на котором она лежала, по не известной пока причине резко поднялся и придавил её к коллиматору – устройству, где формируется поток гамма-лучей. Погибшей женщине был 51 год.
Итак, вывод Росздравнадзора: аппарат «Teragam» чешской фирмы Isotrend, который 14 лет проработал в онкодиспансере Воронежа, не был зарегистрирован в России. И значит – это цитата – «представлял прямую угрозу жизни и здоровью пациентов».
— Материалы проверки переданы в Министерство здравоохранения и следственные органы, — сообщили в ведомстве. — По её итогам составлены два административных протокола – за «Нарушение правил в сфере обращения медицинских изделий» и за «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)…»
За трёхэтажными конструкциями из административного кодекса – формальные на самом деле штрафы. По первой статье для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей, по второй – от 20 до 30 тысяч. А если представить, какие деньги могли стоять ЗА покупкой левого аппарата… Это даже не мелочь – цинизм.
Уже через две недели после трагедии в онкодиспансере в газете «МОЁ!» и на портале «МОЁ! Online» вышло большое расследование о «Терагаме». Версию, что его могли привезти в Воронеж незаконно, я высказала с уверенностью 99,9 процента: элементарно потому, что установки чешской фирмы Isotrend получили регистрацию в России лишь в июле 2007 года. Это совершенно открыто написано на официальном же сайте Росздравнадзора.
Я немного ошиблась с датой покупки: назвала 2006 год, потому что в онкодиспансере заявили — именно с тех пор «Терагам» у них там работал. В Росздравнадзоре говорят о 2005-м.
Да – именно 2005-й. Подтверждаю. Более того, уточняю: 28 декабря 2005-го воронежский онкодиспансер перечислил за этот облучатель поставщику – некой московской фирме «Родина» – 25 миллионов 341 тысячу рублей. Во всяком случае, у нас в редакции есть копия расчётного документа, за подписью главного бухгалтера диспансера, и мы можем это предполагать.
В то же время, по нашим данным, в контракте воронежского облздрава с «Родиной» (его заключили 28 марта 2005-го) могла стоять совсем другая сумма – 35 миллионов 928 тысяч. Куда делись 10,5 миллиона? Этот вопрос мы ещё 17 июня адресовали в департамент здравоохранения, ответа пока нет.
Кстати. В Воронеж нелегальный аппарат, скорее всего, действительно привезли по сертификату другого чешского производителя «Терагамов» — UJP PRAHA a.s., он зарегистрировал свои облучатели у нас ещё в 2003 году. В расследовании «МОЁ!» мы высказали это как версию, но в редакцию попали документы, по которым картинка собирается наглядная. Однако ни руководство диспансера, ни медицинских чиновников путаница в документах и названиях не смущала 14 лет. А установили и запустили «Терагам» действительно лишь в сентябре 2006-го. Бывшие сотрудники диспансера вспоминают, что производители – чехи – долго не хотели приезжать в Воронеж. Подозреваю, им тоже казалась сомнительной бандура с «заводским номером 0101» — именно такой значится в бумажках на «Терагам», которые фирма «Родина» предъявила воронежскому онкодиспансеру. Судя по документам самих чешских производителей, у подобных аппаратов номера всегда были пятизначные.
Редакция «МОЁ!» продолжает разбираться в этой трагедии и ждёт ответов на свои вопросы от департамента здравоохранения Воронежской области.
Читать все комментарии