«Нельзя проблемы с детьми списывать на смартфоны»

17.10.2018 09:05
МОЁ! Online
10

Читать все комментарии

Не так давно в «МОЁ!» освещали дискуссию о необходимости запрета на использование смартфонов учениками начальной школы (см. «Нужно ли запретить смартфоны в школах?»). Напомним, эту мысль в конце августа высказала министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА, а президент России Владимир ПУТИН сказал, что этот вопрос надо обсудить более детально. Но не все педагоги и психологи склонны считать смартфоны источником всех школьных бед. Своё мнение на эту тему высказала и старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ Валентина Тенькова.


«Если вдруг государство примет решение запретить детям начальной школы пользоваться сотовыми телефонами в школе, думаю, многие родители будут чувствовать себя некомфортно. Кому-то надо созвониться с ребёнком и убедиться, что с ним всё в порядке, отправить срочное сообщение. Это также не решит проблему отсутствия внимания детей. Если ребёнок постоянно сидит в телефоне, он без удовольствия подчинится правилу, но во время занятий он не будет сосредоточен на учителе и на том, что он говорит.

Внимание и заинтересованность ребенка завоевывается не запретами. Если ребенок будет чувствовать, что он и его знания интересны учителю, а сам учитель будет с воодушевлением рассказывать то, что должны узнать дети, то никто не полезет за телефоном.

Сейчас говорят о том, что дети и подростки живут в телефонах и это пагубно отражается на их психике и нервной системе. Я так не считаю. Агрессия, депрессия, уход в себя у ребёнка формируются в социальной среде. Главная роль в формировании этой среды отводится родителям: есть внимание и любовь к ребёнку или нет её. Маме лень общаться с малышом, и что она делает? Даёт ему игрушку. Сегодня – это телефон.

Нельзя все проблемы списывать на телефон. Это продукт цивилизации, очень удобный, и это средство общения, абсолютно для подростков естественное. И такие меры, как запрет на пользование телефоном, ничего не решат. Прежде всего нужно менять систему взаимодействия и отношений между взрослыми и детьми.

Мой младший сын, возможно, больше, чем я бы хотела, проводит время в телефоне. Если я прихожу с работы и начинаю с ним разговаривать, а он при этом не выпускает из рук телефон, я не начинаю обвинять его в нелюбви ко мне, обижаться и так далее. Я продолжаю разговаривать, стараюсь привлечь его внимания вопросами «А ты как думаешь?», «А твоё мнение?». В общем, я показываю ему, что мне нужен он, его советы, его отношение к волнующей меня проблеме. И он переключается на меня.

И ещё. Если наше государство хочет видеть здоровых умных детей, которые не погружены в телефон, а которые бегают, катаются на велосипедах, занимаются рисованием или музыкой, пусть  государство даст им эту возможность – хорошо оборудованные спортивные площадки и залы, бесплатные секции и творческие кружки. У большинства родителей нет возможности отдать ребёнка в коммерческий кружок, и поэтому они предпочитают, чтобы ребёнок лучше тихо сидел дома за компьютером или телефоном, чем праздно шатался по улицам…»

Самое читаемое