Воронежский краевед рассказала, почему необходимо сохранять исторические фасады домов
Как только не менялся облик Воронеж за 433 года: из города-крепости с низенькими холупками он сначала превратился в купеческий город с особняками в стиле барокко (в 18 веке) и классицизма (ампир) (в 19 веке), затем появились архитектурные шедевры в стиле модерн (в начале 20 века). И все эти дома со временем стали памятниками архитектуры, охраняемые государством, и вошли в реестр культурного наследия. Однако Воронеж красив и уникален не только теми зданиями, которыми присвоен статус «памятник». В нашем городе множество жилых домов, построенных в стиле конструктивизм (1928-1939 годы) и сталинского ампира (1939–1954 годы). Поскольку такие здания не находятся под государственной охраной и не входят в соответствующий реестр, есть опасность их потерять, вернее опасность, что исчезнет их уникальный фасад.
Программа капитального ремонта домов, которая проводится с 2014 года, не предусматривает сохранение индивидуального лица дома, и согласно жилищному кодексу, то, как будет выглядеть дом, определяют его жильцы. Нередко уникальную кирпичную кладку закрывают утеплителем, а архитектурный декор, который со временем стал обсыпаться, сбивают. Спасти такие дома стало возможным после заявлений общественников и историков. Когда краеведы обратили внимание на проблему ремонта фасада дома по адресу: Никитинская, 16 (дом в силе конструктивизм с краснокирпичной кладкой 1928 года постройки закрыли утеплителем), в департаменте архитектуры и строительства Воронежской области появилась идея создания экспертного совета. В него будут входить профессиональные архитекторы из мэрии Воронежа и департамента архитектуры и строительства области, а также из областного союза архитекторов. Именно они будут следить за ремонтом зданий в регионе и по необходимости корректировать модернизацию домов. О создании экспертного совета сообщил в июне помощник губернатора Константин Кузнецов.
Почему необходимо сохранять фасады домов и какие из них наиболее ценны? Об этом размышляет краевед Ольга РУДЕВА:
– Прежде всего, каждый дом – это авторский проект. В советское время при строительстве домов (особенно если это касалось центральной части города) фасад никогда не рассматривался только в рамках чертежа, а гораздо шире. Ни один дом не возникал случайно, и каждый проект случайно не утверждался. Невозможно было бы возвести дом, если бы он выбивался из общей концепции улицы и не гармонировал с окружающей средой. У архитектора всегда должно было быть обоснование, почему дом именно с такой архитектурой должен был появиться в том или ином месте. Даже в 70-е годы, например, здание кинотеатра «Пролетарий» именно с таким фасадом появилось на площади не случайно – он гармонично вписался в общую архитектуру площади.
Кроме того, ни одно из архитектурных направлений не повторится никогда – поэтому фасады, выполненные с элементами или сталинского классицизма, или модерна, неповторимы и уникальны. Как говорит известный московский архитектор Андрей Чернихов: «Архитектура – это застывшее время». На самом деле о прошлом Воронежа мы можем узнать из истории домов и архитектуры их фасадов.
Почему мне так дороги дома в силе конструктивизм? Потому что в Воронеже их очень мало осталось. До войны их было больше: стиль, лишённый какого-либо декора, нарочито минималистический, соответствовал духу времени. Он играл формами, а не деталями, это выразительный стиль. Фасады многих домов в этом стиле были разрушены во время войны, и в 50-е годы передекорированы уже в другом стиле – в стиле сталинского ампира. Например, дом «Гармошка» или здание ЮВЖД. К фасадам в стиле конструктивизм ещё до войны сложилось неоднозначное отношение. Многим казалось и кажется, что стиль формальный, и отсюда фасады кому-то кажутся грустными и даже депрессивными. Но не мне.
Читать все комментарии