«В нашем регионе следует развивать традиционное кладбищенское служение»

24.02.2020 21:25
МОЁ! Online
40

Читать все комментарии

В начале января 2020 года в Воронеже ввели в эксплуатацию здание крематория. В связи с появлением в городе этого нового и неоднозначного заведения редакция «МОЁ! Online» стала получать вопросы от воронежцев относительно того, как кремация согласуется с учением Русской православной церкви. Корреспонденты «МОЁ!» попросили руководителя информационной службы Воронежского епархиального управления, протодиакона Николая Терпугова, прокомментировать, каков взгляд православного вероучения на погребение усопших путём сожжения их тела в крематории.

– По учению церкви, человек призван быть носителем Божественной благодати. Через молитву и церковные Таинства происходит очищение души, и вместе с душой освящается тело человека, становится храмом Святого Духа, поэтому и после кончины следует относиться к нему с надлежащим уважением. Над телом христианина, отошедшего в мир иной, совершаются богослужения: литии, панихиды, отпевание. Когда усопшего приносят в храм, гроб ставится в центре, на место иконы, чтобы напомнить присутствующим: каждый человек носит в себе образ Божий.

Из глубины веков мы наследовали традицию предавать умерших земле. Господь сказал Адаму: «…земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3:19). «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), – говорит Священное Писание.

Кроме того, мы ожидаем дня всеобщего воскресения мертвых в их обновленной плоти. Поэтому в Православии отношение к телам почивших очень почтительное. Останки угодников Божиих именуются святыми мощами, от них часто совершаются чудеса и исцеления.

Кремация же – обычай, не одобряемый традиционными религиями народов России. Кремирование покойных активно предлагалось жителям СССР в годы атеистической пропаганды как явление новое и прогрессивное – в значительной мере именно потому, что демонстрировало разрыв с религиозными взглядами. Для исконно православного Воронежского края характерно и привычно провожать человека в последний путь согласно обычаям наших благочестивых предков. Мы поддерживаем мнение очень многих воронежцев, считающих, что в нашем регионе следует надлежащим образом развивать именно традиционное кладбищенское служение.

В положении «О христианском погребении усопших», которое было утверждено решением Священного Синода Русской православной церкви от 5 мая 2015 года (журнал № 30) недвусмысленно сказано: «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле». Церковь, не одобряя кремацию, допускает её лишь в том случае, когда традиционное погребение «не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам». При этом даже после кремации прах должен быть предан земле.

В соответствии с этой общецерковной практикой в случае кремации усопшего родственникам для получения благословения на отпевание следует обращаться к правящему архиерею. Людям необходимо понимать, что лишением почившего христианского погребения они совершают грех по отношению к их близкому человеку, в связи с этим на них будет налагаться епитимья – как средство духовного врачевания.

Что же касается погребения священнослужителей, то сожжение их тел вместо погребения недопустимо. В истории имеются лишь свидетельства о мученической кончине в огне священнослужителей, сожженных гонителями за твердость в исповедании веры Христовой.

Самое читаемое