Прислать новость

В чём истинная причина отвратительной работы общественного транспорта

25.02.2020 14:08
42

Читать все комментарии

4110

Итак, Госдума приняла в третьем, последнем, чтении законопроект об изменениях в КоАП РФ, которые запустят механизм взимания штрафов за неоплаченную парковку. По весне, очевидно, наши концессионеры развернутся на полную катушку. Так, что уже пора подыскивать запасные маршруты движения и бесплатные места парковок. Но многим, к сожалению, придётся пересесть и на общественный транспорт.

А что для облегчения этого пересадочного процесса сделали за истекшее время городские власти? Пока на слуху лишь красивая презентация давно назревшей реформы пассажирского транспорта да грабительское подорожание проезда сразу на 35% (с 17 руб. до 23 руб.). И обещания, обещания, обещания...

В начале февраля мэр Воронежа Вадим Кстенин заявил о планах по завершению перенастройки транспортной системы города за 3 года. Почему не дали результатов предыдущее десятилетие бесконечных реформ, про которые много говорили в ходе различных избирательных кампаний и ради которых уже не раз повышали стоимость проезда, мэр не пояснил.

Опять воскресли из небытия выделенные полосы для движения общественного транспорта. Мне непонятно, где их собираются прокладывать, если чуть ли не половина ширины проезжей части в центре города уже занята платными парковками.

Снова ведут речь про обновление подвижного состава. Но я уверен, что даже 100 обещанных в этом году новых автобусов ничего не изменят. К тому же и в новой «Газели» невозможно ехать без унижения человеческого достоинства. Её разрабатывали, наверное, для страны лилипутов. Да и безопаснее на новых автобусах не стало: маршрутчики и на них продолжают свои постоянные междоусобные разборки.

Большие надежды возлагаются властями на новую маршрутную сеть. На слайдах всё красиво, но до меня так и не дошло, чем она кардинально отличается от предыдущей, тоже «научно-обоснованной» шесть лет назад за 15 млн руб. Что интересно, после шквала высказанного воронежцами недовольства, разработчики с лёгкостью перекроили добрую треть своих прошлогодних научных изысканий. Как говорится, любой каприз за ваши деньги! Тогда причём тут наука?

В общем, как и в предыдущие годы нас продолжают убеждать, что светлое будущее воронежских пассажирских перевозок уже не за горами.

Однако цивилизованное развитие общественного транспорта в Воронеже сейчас попросту невозможно из-за того, что никто не хочет реально менять базовые основы существования этого бизнеса: серые схемы и чёрный нал. Местное законодательство разрешает быть владельцем маршрута, не имея за душой ни собственной материально-технической базы, ни подвижного состава, ни персонала. Ничего, кроме связей во власти. Не случайно прежний воронежский губернатор Алексей Гордеев однажды прямо заявил: «Воронежским транспортом владеют чиновники и люди в погонах».

Нынешние конкурсные условия легко позволяют стать перевозчиком, предоставив договор аренды предприятия, а также доверенности от собственников автобусов, заключив с ними договоры безвозмездного пользования, то есть без какой-либо ответственности за состояние водителя и подвижного состава. В результате водители после рабочей смены вынуждены сами решать и оплачивать вопросы ремонта, технического обслуживания, мойки.

Владелец маршрута озабочен лишь тем, чтобы после каждой смены собрать с водителей требуемую сумму (план). Где и как они её заработают – «шерифа» не волнует. Вот откуда растут ноги творящегося на дороге беспредела. Автобусы безбоязненно и, как правило, безнаказанно летают по встречке, на красный свет, высаживают пассажиров посередине проезжей части, отстаиваются на маршруте, сколько им захочется.

Водилы готовы глотки друг другу перегрызть за дополнительного пассажира. Тут уж не до соблюдения ПДД и графиков движения. Кстати, по условиям заключённых договоров о работе на маршруте ответственность за все беды несут собственники и водители автобусов, а не хозяева маршрутов, которых в народе не случайно прозвали «продавцами воздуха».

Контрольно-счётная палата Воронежа не единожды докладывала, что привлечение на маршрут стороннего подвижного состава на основании договоров безвозмездного пользования влечёт выведение основной части выручки из-под контроля денежного оборота. Сложившаяся практика не позволяет получить сведения о реальной доходности пассажирских перевозок и представляет собой схему для уклонения от уплаты налогов. Но воз и ныне там.

Недавно в интернете на глаза попались едкие замечания столичного блогера по работе общественного транспорта в одном из провинциальных городов Украины. Его позабавило, что там до сих пор кондукторы по салону ходят! Да пусть он в Воронеж заглянет, прежде чем над Украиной глумиться! У нас они даже не ходят: сидят, как короли, да покрикивают на пассажиров. А во многих больших автобусах кондукторов вообще нет! Воронежцы в переполненном автобусе свои банковские карты (!) через весь салон передают для оплаты проезда. Вот веселуха-то! Сквозь слёзы, конечно…

В общем, если базовые положения конкурса останутся прежними, то вся эта мишура с обновлением маршрутной сети и подвижного состава не принесёт пассажирам никаких добрых изменений. Хоть при 23 руб. за поездку, хоть при 50…

Тем временем пресс-служба мэрии заявила, что внедрение новой маршрутной сети переносится на март 2021 года. Не удивили.


Самое читаемое