Правда в левом нижнем углу

Правда в левом нижнем углу

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

В 2008 году довелось мне побывать в Киеве. Поездка была спонтанной, поэтому решал, что посмотреть в этом красивом и чем-то неуловимо похожем на Воронеж городе решал уже на месте. Первым делом отправился в музей «Чернобыль». Спасибо работникам музея – экспозиция не оставляет равнодушным. Фотографии, вещи, рассекреченные документы. И ещё повсюду таблички с названиями населённых пунктов. На их оборотную сторону обращаешь внимание только когда выходишь из музея после осмотра экспозиции. А там те же названия, только перечёркнутые, ведь эти сёла умерли навсегда.

Реактор 4 энергоблока Чернобыльской АЭС разорвало в 1 час 24 минуты 26 апреля. Из первых утренних сообщений директора атомной станции уже понятно – работники АЭС осознали, какая гадость вырвалась наружу из реактора и как эти частицы ядерного топлива подействуют на людей. Естественно, сообщения эти прочло исключительно руководство страны. Какое же решение было принято? Через 36 часов эвакуировали город атомщиков Припять. 50 тысяч человек автобусами вывезли из города примерно за 3-4 часа. Аналогов этой операции в мире до сих пор не существует, даже в Японии эвакуация населения из района АЭС «Фукусима» длилась дольше.

Да, Припять эвакуировали, но частицы ядерного топлива к этому времени разметало на сотни и сотни километров, на землю они вернулись вместе с осадками. Даже в Воронеже 30 апреля гамма-фон, по данным областной санэпидемстанции, превышал норму в 23 раза (300 микрорентген в час вместо 13). Что уж говорить про Киев, в котором вовсю готовились к первомайской демонстрации.

Однако в музее больше всего запомнились газетные вырезки. Наверное, потому что заставили задуматься о правде. 29 апреля, спустя трое суток после аварии, в украинской газете «Киевская правда» в левом нижнем углу первой страницы, задавленная докладами о подготовке к Первомаю, появилась заметка, общий смысл которой сводился к тому, что на Чернобыльской АЭС что-то случилось, но сейчас всё уже приходит в норму. 30 апреля в «Известиях» читаем: «От Совета Министров СССР. На Чернобыльской АЭС произошла авария, повреждён один из реакторов. Принимаются меры по ликвидации последствий аварии. Пострадавшим оказывается помощь». И на этом о крупнейшей техногенной катастрофе 20 века всё. Потом, уже после того, как замалчивать аварию станет невозможно, на смену недомолвкам придёт ложь. К примеру, «Киевская правда» в июне писала, что «ни единого дня после аварии радиоактивность вне непосредственной близости от станции не приближалась к уровню, опасному для здоровья». К сожалению, сейчас невозможно посчитать жизни скольких людей покалечили эти ложь и замалчивание.

Спустя года два попутчик в поезде поделился своим опытом чтения советских газет: «Рома, запомни, относительную правду всегда писали только мелкими буквами и только в левом нижнем углу». Так хочется верить, что в нашей жизни больше никогда не будет «относительной правды» в левом нижнем углу.

Самое читаемое