Много ли потерял Воронеж, оставшись без чемпионата мира по футболу?

В 2009 году казалось, что отсутствие Воронежа в списке городов, принимающих матчи чемпионата, — это почти трагедия. Однако сегодня выяснилось, что многие расходы на организацию мирового первенства легли на бюджеты регионов и городов

14.06.2018 17:48
МОЁ! Online
29

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

9770
  

Право принимать у себя чемпионат мира по футболу Россия получила в декабре 2010 года. Но перед этим наша страна должна была самостоятельно определиться, в каких городах пройдут матчи, и указать их в заявке. К сожалению, воронежские власти прозевали возможность участия нашего города в чемпионате и заявку на общероссийский отбор городов не подали. Для проведения матчей мирового первенства отобрали 11 городов: Москву, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самару, Саранск, Ростов-наДону, Сочи и Екатеринбург.

Почему так получилось, корреспонденты «МОЁ!» поинтересовались у бывшего воронежского губернатора, а ныне вице-премьера правительства России Алексея Гордеева во время его очередного визита в Воронеж.

— Крупные города России стали подавать заявки на то, чтобы принять матчи чемпионата мира, ещё в 2007 году, — рассказал Алексей Гордеев. — Мои предшественники этого не сделали. Когда я стал губернатором в марте 2009 года, мы сразу же подали такую заявку. Но было уже поздно. В 2015 году наш город включили в список тренировочных баз.

Когда до начала чемпионата мира оставались считанные дни, корреспонденты «МОЁ!» решили выяснить, что же получили те города, которые принимают матчи чемпионата, и много ли потерял Воронеж, оставшись без мундиаля. Выводы оказались неожиданными.

СТАДИОН

Во всех городах, принимающих матчи чемпионата мира, построены новые стадионы. Даже в Москве появился новый стадион «Спартак». Исключение составляет лишь Сочи, где матчи будут проходить на построенном к Олимпиаде 2014 года стадионе «Фишт».

Новые арены в основном рассчитаны на 35 — 45 тысяч зрителей. И Алексей Гордеев, и руководитель управления физкультуры и спорта правительства области Владимир Кадурин в беседе с «МОЁ!» признали, что такого стадиона Воронежу сегодня не хватает. Дело в том, что воронежский центральный стадион принадлежит областному комитету профсоюзов. По словам Владимира Кадурина, место для новой арены в Воронеже бы нашлось. Стадион можно было бы разместить на окраине города — в районе того же «Олимпика» или Сити-парка «Град». Тем более что финансирование строительства стадионов взял на себя федеральный центр.

Однако у всего есть плюсы и минусы. После завершения чемпионата мира стадионы будут переданы на баланс регионов. И если в Казани на стадионе «Казань Арена» ещё есть шанс собрать 45 тысяч болельщиков, то на стадионе «Волгоград Арена», который станет домашним стадионом волгоградского «Ротора», такое вряд ли произойдёт.

То есть стадионы, скорее всего, будут планово убыточными. Между тем федеральный центр будет финансировать содержание стадионов лишь в течение года после завершения чемпионата. А затем эти средства должны будут выделять региональные бюджеты. В среднем на содержание одного стадиона, как сообщают СМИ, требуется около 200 миллионов рублей в год. Примерно столько стоит возведение нового детского сада.

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Здесь, пожалуй, Воронеж действительно потерял. Точнее, не получил. По сравнению с теми же Екатеринбургом и Нижним Новгородом, которые будут принимать матчи чемпионата мира, воронежский транспорт находится в каменном веке. И вытащить его из этого каменного века «ПАЗиков» не смог даже Алексей Гордеев.

Думается, именно чемпионат мира мог бы стать стимулом для городских властей выстроить новую транспортную систему — с автобусами большой вместимости, работающими по графику, а не так, как хочется водителю. Ростов-на-Дону тоже город маршруток. Но перед чемпионатом местные власти, чтобы не навлечь на себя гнев федерального центра, были вынуждены пересмотреть работу транспорта.

Что же касается подвижного состава, то города, в которых пройдут матчи чемпионата мира, покупают новые автобусы по федеральной программе, в которую попал и Воронеж. Как сообщили «МОЁ! Online» в воронежской мэрии, по этой программе в 2013 — 2015 годах Воронеж получил 70 новых автобусов большой вместимости. Судя по сообщениям СМИ, города, принимающие чемпионат, получили сопоставимое количество таких же автобусов.

АЭРОПОРТ

Практически во всех городах, принимающих матчи чемпионата мира, преобразились воздушные гавани. Например, в аэропорту Саранска построили и ввели в эксплуатацию два терминала: постоянный, для внутренних рейсов, с пропускной способностью 300 пассажиров в час, и временный, для международных рейсов, способный принять 360 пассажиров в час. Новые терминалы появились в аэропортах Самары и Волгограда.

Алексей Гордеев в беседе с «МОЁ!» отметил, что при модернизации аэропортов нужно оценивать целесообразность вложения бюджетных средств. Некоторые регионы потратили на строительство новых аэропортов из бюджета по миллиарду рублей, причём эти траты никогда не окупятся. По мнению Алексея Гордеева, здание воронежского аэропорта сейчас полностью соответствует пассажиропотоку. А главное для воздушной гавани — не терминал, а взлётно-посадочная полоса.

Алексей Гордеев напомнил, что взлётно-посадочная полоса аэропорта «Воронеж» в своё время уже была модернизирована, и сейчас аэропорт может принимать воздушные суда большой пассажировместимости.

Больше всего затрат в связи со строительством и содержанием аэропорта, похоже, понесёт бюджет Мордовии. Судя по данным сервиса «Яндекс. Расписания», аэропорт Саранска обслуживает в день максимально четыре рейса — три в Москву и один в Санкт-Петербург. То есть 300 пассажиров в час в аэропорту Саранска можно будет насчитать только в дни чемпионата мира и никогда больше. В остальное время простой аэропорта будут оплачивать из кармана налогоплательщиков.

ДОРОГИ

В городах, принимающих мундиаль, построили новые дороги. Правда, речь идёт не об улицах на окраинах, а в основном о магистралях из аэропорта и о подъездных путях к самим стадионам. В Волгограде, к примеру, построили новую дорогу вдоль берега реки и новую набережную рядом со стадионом. Здесь мы действительно остались не у дел.

При этом замена асфальта на главных улицах в городах чемпионата мира идёт в плановом режиме — по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Воронеж также входит в эту программу, поэтому именно в этом случае воронежцы ничего не потеряли.

Более того, как ни удивительно, в Воронеже объёмы дорожного ремонта в прошлом году были гораздо выше, чем во многих других городах. Так, в Самаре в прошлом году заменили 0,8 млн кв. метров дорожного полотна, в Нижнем Новгороде — 1,6 млн, а в Воронеже — 2,5 млн кв. метров.

БОЛЬНИЦЫ И МАШИНЫ СКОРОЙ

Судя по сообщениям СМИ, во всех городах, принимающих матчи чемпионата мира, капитально отремонтировали ближайшие к стадионам больницы скорой помощи. И закупили в среднем по 20 — 30 новых автомобилей скорой, которые будут дежурить в дни чемпионата в этих районах, на случай если иностранный спортсмен или болельщик вдруг занедужит.

Ремонт в воронежских больницах скорой помощи провели в 2011 году — к 425-летию города. Новых машин скорой у нас не покупали с декабря 2016 года (тогда на линию вышло 9 новых автомобилей). Сегодня в Воронеже работает около 100 машин скорой.

ОТЕЛИ

Когда в 2009 году российские города боролись за право принять у себя чемпионат мира, в Воронеже современных гостиниц было немного. Но сегодня наш город по количеству и качеству отелей не уступает другим. По информации областного правительства и городского «Туристско-информационного центра», в Воронеже работает более 110 отелей, мини-гостиниц и хостелов, в которых одновременно могут остановиться 7 300 человек. Это почти в два раза больше, чем было в 2009 году. За последние годы в Воронеже появились отели крупных мировых сетей: Ramada, Hilton, Holiday Inn, Marriott.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Нынешний глава региона Александр Гусев в беседе с корреспондентами «МОЁ!» рассказал, что регионы, которые принимают матчи чемпионата мира, в последние годы, безусловно, получили больше федеральных денег на развитие инфраструктуры, чем остальные. Однако средства эти по большей части были кредитными, и теперь их придётся возвращать федеральному центру.

То есть, получается, регионы взяли деньги взаймы у своего будущего. В некоторых случаях это всё равно хорошо — если дорога к стадиону, как в Волгограде, пригодится всем горожанам. А в некоторых случаях волей-неволей задумаешься, что правильнее — содержать на бюджетные средства огромный стадион и пустующий аэропорт или строить на эти деньги новые футбольные поля в районных центрах?

И, пожалуй, главное. С 2009 года федеральные власти заметно пересмотрели подходы к финансированию регионов. Тогда любые средства из федерального бюджета — на модернизацию водопровода или на ремонт дорог — воспринимались как чудо. Вот, мол, какой подарок сделали нам благодаря чемпионату мира, связям губернатора в Москве или членству депутата Госдумы в генсовете «Единой России». В последние годы министерства стараются распределять средства по федеральным программам, то есть равномерно и в зависимости от потребностей городов.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».