После очередного пожара самое старое в Воронеже здание все еще стоит открытым

Ни власти, ни волонтёры не решаются его законсервировать

08.02.2019 12:51
МОЁ! Online
13

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

5713
  

Заседание, посвящённое судьбе самого старого строения Воронежа, — усадьбы Гарденина — состоялось 7 февраля в управлении по охране объектов культурного наследия. Чиновники вместе с представителями Воронежского отделения охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) обсуждали, кто же в доме хозяин, и кто будет объект консервировать.

Проблема сохранения усадьбы Гарденина назрела давно. Исторический комплекс состоит из двух зданий: домов № 10 и № 12 в Фабричном переулке. Дом №10 построен в 1720 — 1740 годах, именно он является старейшим зданием в городе и памятником федерального значения. Объект давно заброшен, облюбован бездомными, его территория заросла сорняком. Второй дом усадьбы — №12 — возведен в 1750 — 1760 годах, и в нём ещё три года назад были постоянные жильцы. Именно о его судьбе и шла речь на заседании 7 февраля.

Волонтёры считают, что это здание ещё можно спасти. Чтобы оно не повторило судьбу первого дома усадьбы, его нужно в самые короткие сроки законсервировать. Но сделать этого, как выяснилось некому.

В начале года руководитель ВООПИиК Александр Никитин написал городским чиновникам письмо, в котором обращал внимание на плачевное состояние дома на Фабричном переулке, 12. Ответ немало удивил активистов. Оказывается, это здание на 2/3 является федеральным памятником, и только на 1/3 принадлежит городу. Так что распоряжаться домом (а значит, выполнить его консервацию) муниципалитет не может. Также в ответе значилось, что город сделал для памятника что мог — с помощью специалистов комбината благоустройства Центрального района выполнил уборку прилегающей территории. Кроме того, город обратился в службу МВД с просьбой выделить наряд для регулярного патрулирования района памятников.

На заседании в управлении по охране объектов культурного наследия заходила речь о том, что муниципалитет всё же вправе выполнить консервацию. Ведь именно он выполнял расселение жильцов из дома и именно в его пользу перешли квартиры. Однако решения по этому вопросу пока принято не было.

Пока же усадьба Гарденина продолжает стоять открытой, туда беспрепятственно проникают бездомные. Только за последние полгода в доме № 12 случилось два пожара. Первый — в мае 2018 года. Как выяснилось, после расселения жителей там никто не потрудился отрезать свет и газ, так что дом полыхнул, предположительно от замкнувшей проводки. Второй пожар произошёл 2 января 2019 года. Возгорание случилось под крышей. Видно, кто-то там отмечал Новый год и развёл костёр…

— Сейчас в доме не только двери открыты, — говорит член ВООПИиК Ольга Рудева. — После пожара там раскрыта ещё и крыша, так что снег попадает внутрь, перекрытия гниют. Коммуникации, к счастью, уже отрезали.

Волонтёры говорят, что если городские власти не могут выполнить консервацию дома, то они и подавно, поскольку это противоречит закону. Однако жители расположенных рядом с усадьбой Гарденина домов некоторое время назад признавались корреспондентам «МОЁ!», что сами пытались забить досками окна и двери дома. Эти меры для них — вопрос безопасности, ведь в стенах памятника федерального значения собираются бездомные, отсюда и пожары. Однако приколоченные доски отдирали сами же бомжи. Так что эти меры не помогли.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.