Прислать новость Магазин

Воронежский троллейбус находится при смерти?

30 лет назад по улицам города курсировало 238 троллейбусов, сейчас — 31. Пока мы мечтаем о метро, Воронеж рискует стать самым большим городом Европы без электротранспорта.

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

15.05.2019 11:59
91

Читать все комментарии

6129

Ровно 10 лет назад в нашем городе не стало трамвая. К нашему стыду, Воронеж стал единственным в России и Европе городом-миллионником без рельсового транспорта. Прежний мэр Сергей Колиух пообещал, что к 2013 году для города будет закуплено 200 новых троллейбусов.На самом деле всё завершилось покупкой 46 троллейбусов в 2009-м. Активисты общественного движения «Город и транспорт» крайне обеспокоены — за 10 лет для электротранспорта не сделано ровным счётом ничего. Некогда новые троллейбусы близки к списанию в утиль...

«МОЁ!» решила вспомнить, когда воронежский электротранспорт пришёл в упадок, разобраться, почему это произошло и что будет дальше.

Кто и как сохранил горэлектро-транспорт в Воронеже в самые трудные времена

Если сравнить схемы движения электротранспорта — 1989 года и нынешнюю — становятся видны масштабы катастрофы. Троллейбус сейчас остался для видимости на трёх главных улицах города. В 1989-м же в Воронеже насчитывалось 238 троллейбусов и около 300 трамвайных вагонов.

Даже в кризисные девяностые годы ситуация не выглядела печально. В самом трудном для бюджета 1993 году руководитель муниципального предприятия «Воронежгорэлектротранс» Олег Плаксин каким-то образом купил для Воронежа 72 новых троллейбуса и ещё несколько в 1996-м. А в 1995 и 1996 годах — подержанные немецкие трамваи. В итоге на 1 января 2001 года электротранспорт у нас был не хуже, чем в советское время, — 216 троллейбусов и 284 трамвая.

Кто и как убивал электротранспорт Воронежа в богатые нулевые

А затем наступила эпоха стабильности и высоких цен на нефть. Но электротранспорт в Воронеже вдруг начал в буквальном смысле слова агонизировать. Что же произошло? Вероятно, сложились два фактора.

В девяностые годы за проезд в трамваях и троллейбусах не платили до 80% пассажиров. Большая часть пользовалась льготами. Льготы были федеральными, но федеральный центр местным властям за проезд льготников не перечислял ни копейки. Зато Федеральная налоговая служба требовала вовремя платить налоги. Руководство «Воронежгорэлектротранса» в первую очередь направляло средства на зарплату, а не на налоги.

Казалось бы, всё понятно — задолженность по налогам федеральный центр в тучные нулевые мог бы и простить в благодарность за перевозку льготников. Составляла она всего 100 млн. руб. (в нынешних ценах около 400 млн). Но нет, не простил - была объявлена процедура банкротства «Воронежгорэлектротранса».

Городские чиновники времён мэра Александра Ковалёва и Бориса Скрынникова не только не погасили задолженность по налогам, но и отдали явное предпочтение маршруткам. В итоге за долги «Воронежгорэлектротранса» продали всё — трамвайные и троллейбусные депо, электроподстанции, разворотные кольца...

Кто и как пытался спасти электротранспорт в 2008 — 2009-м

В конце срока полномочий Бориса Скрынникова юристы мэрии всё же отсудили у федеральных властей средства за перевозку льготников. При мэре Сергее Колиухе в 2009 году на эти деньги купили 45 троллейбусов. Юристы времён Колиуха также вернули в муниципальную собственность тяговые подстанции, без которых работа электротранспорта невозможна. И половину территории троллейбусного депо № 1.

В 2009 году на линии благодаря покупке 45 новых машин выходило до 65 троллейбусов. В 2012-м купили несколько подержанных троллейбусов из Белгорода, в 2015-м — один новый троллейбус. На этом покупки остановились. Между тем старые троллейбусы выработали свой ресурс, их списали… Остались те самые 46 «новых».

Схема движения электротранспорта в Воронеже в 1989 и 2012 годах: красная линия  — 1989, синия линия  — год 2012 год

Что происходит сейчас и так ли убыточен троллейбус?

Как сообщил в ответе на наш запрос вице-мэр Сергей Петрин, из 46 троллейбусов на линии теперь выходит максимум 30 — 31. Себестоимость проезда в троллейбусе составляет 35 рублей. А вот финансовые показатели «Воронежпассажиртранса». За 2018 год доходы от троллейбуса составили 54,6 млн руб., а расходы на содержание парка — 125,1 млн руб. То есть троллейбус принёс убыток в 70,5 млн руб.

Однако мы запросили ещё одну цифру — доходы предприятия от услуг сторонним организациям. Вы обращали внимание на то, сколько на опорах контактной сети в центре города проводов интернет-провайдеров? «Воронежпассажиртранс» размещает их вовсе не бесплатно. И к подстанциям давно подключены не только троллейбусные провода, но и различные организации. Доходы от этих услуг в прошлом году составили 71,3 млн руб. То есть в целом деньги пассажиров и троллейбусная инфраструктура на самом деле полностью окупают существование троллейбуса.

Что будет дальше

Год назад в беседе с новым мэром корреспонденты «МОЁ!» поинтересовались судьбой троллейбуса.

— К сожалению, у меня нет волшебной палочки. Вы знаете, в каком состоянии находится бюджет города сейчас, — ответил Вадим Кстенин. — Но троллейбус у нас останется. Не обещаю развития, но буду поддерживать в нынешнем виде.

За год мэрия предприняла лишь одну робкую попытку обновить троллейбусный парк — написала письмо в правительство Москвы с просьбой поделиться с Воронежем троллейбусами. В ответ пришёл отказ. Добавим от себя, что Туле Москва почему-то не отказала и подарила сразу 30 трамваев и 25 троллейбусов. Видимо, одного письма было мало...

«Человек, который в ближайшее время подпишет распоряжение о закрытии троллейбуса, лишь констатирует смерть покойного. К тому времени из 31 рабочей машины останется штук 5, из 4 маршрутов — 1 или 2», — заявил на днях активист движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев.

В мэрии с ним не согласны. «Муниципалитет будет всеми силами сохранять троллейбусное движение в Воронеже, потому что это не столько сами машины, но и электрохозяйство, которое необходимо поддерживать в рабочем состоянии, — сообщили нам в пресс-службе мэрии. — Тяговые подстанции со временем могут стать основой электрохозяйства будущей системы легкорельсового транспорта».


ВЧЕРА