Прислать новость

Авторы Генплана рассказали, для чего Воронежу нужна кольцевая дорога и трамвай

Чтобы в нашем городе было комфортно жить, Воронеж, по мнению специалистов института Генплана Москвы, должен не разрастаться вширь, а преобразовываться внутри своих территорий

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.12.2019 17:35
85

Читать все комментарии

24735

Воронежцы активно обсуждают понедельничные новости о планах по строительству в нашем городе трамвайной сети и аналога кольцевой дороги. Об этом, напомним, на еженедельном совещании в мэрии сообщила руководитель управления главного архитектора Людмила Подшивалова. Комментировала же главный архитектор разработку нового Генерального плана Воронежа на 2021 — 20141 годы, которой сейчас по контракту с мэрией занимается институт Генплана Москвы.

О том, каким может стать Воронеж, в беседе с «МОЁ!» рассказали заместитель директора института Александр Колонтай и специалисты, работающие над Генпланом Воронежа.

«Пространство для доходного жилищного бизнеса»

Александр Колонтай рассказал воронежцам, каким он видит будущее города
Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Александр Колонтай подчеркнул, что в ныне действующем Генплане Воронежа и в Правилах землепользования и застройки приоритетом является развитие новых жилых территорий на периферии города и в агломерации. Застройщикам выгоднее всего строить дома не на месте, к примеру, пришедших в упадок заводов или кварталов ветхого жилья, а в чистом поле. В результате в последние 20 лет город стал захватывать некогда сельскохозяйственные территории и размещать там жилые районы (в пример можно привести застройку Шилово или квартала «Озерки»).

— Проблема Воронежа теперь в том, что в центре города расположено низкоплотное и ветхое жильё, а на периферии – новое высокоплотное, — констатировал Александр Колонтай.

К низкоплотному жилью нужно добавить заброшенные и почти не работающие заводы и склады. Это, к примеру, огромные территории в районе улиц 9 Января, Солнечной, проспекта Труда. И выйдет, что Воронеж с площадью центральной части в 300 квадратных километров (от себя добавим, что это треть площади Москвы в пределах МКАД) как-то пустоват. Зато на окраинах – на бывших полях — теперь тесно.

Новое жильё на окраинах оторвано от рабочих мест воронежцев. Кроме торговых центров в новых районах нет почти никаких центров притяжения. Это приводит к так называемым «маятниковым миграциям» — утром сотни тысяч человек едут в одну сторону на работу, вечером — в другую. Всё это тяжким грузом ложится на существующую улично-дорожную сеть. Авторы нового Генплана считают, что так быть не должно. Как же, по их мнению, нужно поступить?

«Город не должен растекаться как масляное пятно»

В новом Генплане в отличие от Генплана 2008 года не будет предусмотрено дальнейшее расширение Воронежа. Специалисты института Генплана Москвы считают, что у нашего города есть огромный потенциал для «развития внутрь».

Александр Колонтай продемонстрировал карту города, на которую наложен круг с центром в районе площади Ленина и радиусом около 10 километров. Именно в этом круге, как считают авторы Генплана, и должен развиваться Воронеж. Если совсем просто – нужно строительство нового жилья, прокладка новых магистралей и создание новых рабочих мест на месте тех самых умерших или умирающих заводов (бывшего экскаваторного завода, «Электросигнала», завода ТМП).

Новый Генплан предусматривает, что город вширь разрастаться не будет
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

В пятикилометровой зоне от центра города, как считают авторы Генплана, должны располагаться жильё, бизнес и сфера услуг. В зоне от 5 до 10 километров – жильё, парки, сфера услуг и промышленность.

В так называемой зоне пятнадцатиминутной доступности в центре города сейчас живёт около 52 тысяч человек и там же есть около 56 тысяч рабочих мест. При реализации концепции нового Генплана зона пятнадцатиминутной доступности расширится и охватит не менее 143 тысяч жителей, а также до 132 тысяч рабочих мест. «Город не должен растекаться как масляное пятно, он обречён на стратегию компактного развития», — считают авторы Генплана. Но для чего это нужно?

Для чего город нужно «уплотнять»

В первую очередь, как считают в институте Генплана Москвы, Воронеж нужно делать компактнее, чтобы он стал удобнее для горожан. И именно эта компактность не только позволит, но и обяжет городские власти развивать городской транспорт. А в отдалённой перспективе и метрополитен. На первый взгляд странно, на второй — понятно.

Мы привыкли мыслить (или фантазировать?) широко. Напомним, ещё в 2010 году, во времена Алексея Гордеева, правительство области всерьёз обсуждало идею компании «Мостгеоцентр» о появлении легкорельсового транспорта, который будет курсировать не только по городу, но свяжет город с аэропортом, а в перспективе с Липецком. В технико-экономическом обосновании метрополитена, подготовленном в 2017 году фирмой «Киносарг», линии метро нарисованы до «Олимпика»...

Однако авторы Генплана считают, что такой фантастический транспорт и длинное метро Воронежу не нужны. Метрополитен должен быть заполнен на всём его протяжении, как это происходит в Москве и крупных городах Европы, чтобы линия метро перевозила в час до 15 - 20 тысяч человек. А у нас с такими «дырами» в застройке города нужный пассажиропоток в непиковые часы никогда не наберётся даже на участке от «Олимпика» до площади Ленина, не говоря уже про остальные.

Через водохранилище планируется построить два новых моста
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

В качестве одного из примеров модельного компактного города, в котором эффективно развивается метро, Александр Колонтай привёл немецкий Мюнхен. Площадь этого немецкого города составляет 310 квадратных километров. От себя добавим, что это примерно площадь «советской» застройки Воронежа — то есть без новостроек в Северном районе, без районов в Шилово, на ВАИ, в Отрожке. В Мюнхене на площади в 310 квадратных километров живёт около 1,5 миллиона человек. И там, несмотря на небольшие расстояния, работает шесть линий метрополитена со 100 станциями. Причина в том, что пассажиры перемещаются постоянно и в разные концы города. В итоге все линии и станции на самом деле востребованы.

А пока — трамвай

Авторы Генплана разработали сразу три варианта развития электротранспорта Воронежа. Первый – трамвай. Второй – трамвай и скоростной трамвай одновременно. Третий – трамвай, скоростной трамвай и метрополитен одновременно. По каждому из вариантов отдельно просчитана стоимость строительства.

Трамвай будет стоить около 60 млрд рублей. Трамвай и скоростной трамвай – примерно 107 млрд рублей, трамвай, скоростной трамвай и метро – порядка 460 млрд. рублей. Суммы для Воронежа космические. Для сравнения: годовой бюджет нашего города составляет около 20 млрд. рублей. Вот поэтому заместитель директора института Генплана Москвы предпочёл не уходить в область фантазий.

— Давайте по минимуму запустим трамвай, сохраним автобус и троллейбус. Потихоньку будем «нагружать» линии трамвая новой более плотной застройкой. И тогда, возможно в будущем, когда преобразится центральная зона города, появятся предпосылки по-взрослому говорить о метрополитене, — резюмировал Александр Колонтай.

Застраивать многоэтажками планируют исключительно промышленные зоны
Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

Что будет с дорогами и мостами

Ещё одна часть Генплана будет касаться улично-дорожной сети. Об идеях проектировщиков нам рассказал главный инженер проекта института Генплана Москвы Захар Шуклин.

Здесь авторы Генплана согласны со своими предшественниками, которые в 2008 году предложили сформировать в Воронеже кольцевую автодорогу наподобие московской. Выглядеть она будет примерно так: улица Антонова-Овсеенко – новая дорога через район улицы Ломоносова и санатория Горького с выходом на новый мост, который нужно построить рядом с существующим железнодорожным – продолжение этой дороги по Левому берегу (дублёр Ленинского проспекта, который частично пройдёт по ныне существующей улице Волгоградской) – выход на улицу Лебедева – новый Южный мост в районе улицы Лебедева – улица на правом берегу, соединяющая Южный мост с улицей Антонова-Овсеенко.

Как пояснил Захар Шуклин, это необходимо для разгрузки основных улиц и для того, чтобы увести транзитный транспорт, в том числе и грузовые машины, с городских дорог. Запланировали проектировщики и строительство дублёра Московского проспекта.

Но в целом же, как стало понятно из выступления Александра Колонтая, даже планировать дороги и линии трамвая в Воронеже сейчас сложно. Ткань города фрагментарна, многие потенциальные связи разорваны, заужены или заблокированы застройкой необходимые створы улиц. Где-то придется проходить, что называется, «по живому».

Завершить работу над проектом Институт Генплана Москвы по условиям контракта должен в 2020 году.

Новости других СМИ