Метробус: плюсы и минусы для воронежских водителей и пешеходов

Автобусы существующих сегодня маршрутов будут курсировать по двум выделенным полосам посередине

09.04.2025 07:31
18106
42

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежцам рассказали о плюсах и минусах метробуса для водителей и пешеходов

Термин «метробус», впервые прозвучавший из уст руководителей области и города в июне 2021 года, сейчас можно услышать всё чаще. В нынешнем феврале проект воронежского метробуса, к примеру, был презентован на Днях Воронежской области в Совете Федерации. Первый зампред правительства области Данил Кустов сообщил, что до 2030 года планируется создание линейной инфраструктуры метробуса общей протяжённостью 74,5 километра. И что стоимость проекта составит более 17 миллиардов рублей. «МОЁ!» выяснила, о чём идёт речь и на какой стадии сейчас находится проект.

Как и когда в Воронеже заговорили о метробусе

На совещании в облправительстве в 2021 году, председательствовали на котором губернатор Александр Гусев и мэр Вадим Кстенин, в очередной раз обсуждали, как ускорить общественный транспорт столицы Черноземья. В теории всё просто — нужно лишь максимально «развести» автомобилистов и пассажиров общественного транспорта.

Однако все заявленные к этому времени крупные проекты оказались утопией. Генплан Воронежа 2008 года предусматривал появление в городе лёгкого метро, которое планировалось проложить вдоль существующих железнодорожных линий. В 2017 году наш город был выбран в качестве модельного для технического сотрудничества с Японией. Городские власти даже расщедрились на технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства в Воронеже метрополитена. ТЭО ясно показало — метро Воронежу не нужно. Даже если бы десятки миллиардов рублей на строительство метрополитена всё же каким-то чудом нашлись, у подземки не было бы достаточного количества пассажиров.

Совещание, с которого мы начали, приурочили к появлению в Воронеже в июне 2021 года выделенных полос для общественного транспорта. Прошедшие без малого четыре года показали, что появление выделенных полос было очень здравым решением.

Но участники совещания обсуждали не только выделенки. По сообщению облправительства, все сошлись во мнении, что в перспективе нужно обустроить не выделенные полосы, а отделённые от потока машин линии для транспорта. И не по краям магистралей, а посередине. Это и заменит Воронежу метро.

К остановкам метробуса в Стамбуле (на фото) ведут надземные или подземные переходы. В Воронеже денег на такие переходы нет, поэтому их заменит обычная зебра
Фото: akittv.com.tr.

Какой проект предложили Воронежу

Никакого ноу-хау в самой идее нет. Во многих мегаполисах совершенно разных стран, но в основном в Латинской Америке, работает система BRT — Bus Rapid Transit («скоростная автобусная перевозка»). Российские специалисты предложили использовать термин «метробус». Метробусы существуют, к примеру, в турецком Стамбуле и в столице Колумбии Боготе.

Правительство области объявило тендер с замысловатым названием: «Разработка документов транспортного планирования Воронежской области, разработка документов транспортного планирования Воронежской городской агломерации (КСОТ), в том числе подготовка предложений по созданию системы магистрального пассажирского транспорта». Победителем стало федеральное автономное учреждение «РосдорНИИ», которое выполнило работы за 60,5 миллиона рублей. КСОТ расшифровывается как «комплексная схема транспортного обслуживания населения». Именно в КСОТ «РосдорНИИ» и включил концепцию линий метробуса. Судя по схемам, с которыми мы ознакомились, трассировка метробуса проработана довольно детально.

Но, несмотря на презентацию этого проекта в Совете Федерации, официально на запрос «МОЁ!» облправительство ответило, что проекта метробуса как такового нет. И в эти дни идёт лишь «подготовка технического задания на проектирование системы скоростного автобусного движения». Сам проект обещают к концу 2025 года.

Правда, основываться он всё равно будет на уже существующей концепции метробуса от «РосдорНИИ». Поэтому о принципах работы метробуса мы расскажем уже сегодня. Разобраться в них нам помог хорошо знакомый с разработками «РосдорНИИ» участник движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев.

7 главных вопросов 

про воронежский метробус

Где будут проходить его линии?

Трассировка первой линии известна точно — от ВГУ до аэропорта (по Плехановской и Московскому проспекту). Линия будет проходить через территорию сити-парка «Град», а также иметь ответвление в Ямное и к проектируемому городу-спутнику «Солнечный», который будет расположен неподалёку.

В чём принцип работы метробуса?

Виталий Иванищев

— Метробус — это не новый вид транспорта, а способ организации движения уже существующего транспорта, — объяснил Виталий Иванищев. — Суть в том, что крайние правые полосы на магистралях перестанут быть выделенными полосами для общественного транспорта. Они будут предназначены для личного. А привычные воронежцам автобусы будут направляться по двум отделённым от проезжей части полосам посередине дороги. Соответственно, если линия метробуса появится на Плехановской и Московском проспекте, то, к примеру, автобус № 90 будет заезжать на неё на площади Ленина, а в районе памятника Славы уйдёт с этой линии на Хользунова. А автобус № 366 будет следовать по этой линии до поворота на аэропорт, а затем направляться в Ямное и Новоживотинное.

На площади Ленина остановка метробуса появится у Кольцовского сквера. Она заменит собой остановку «ТЮЗ».
Фото: «РосдорНИИ»

Для чего это нужно?

Предчувствуем, в каких выражениях ответят на этот вопрос автомобилисты... Официальный ответ пока довольно шаблонный. Система метробуса, как сообщило нам облправительство, позволяет «достичь максимальных показателей технической и эксплуатационной скорости движения маршрутных транспортных средств посредством специализированной инфраструктуры и организации их движения».

Виталий Иванищев перевёл это на более понятный язык. На нынешних выделенных полосах много правых поворотов на примыкающие к магистралям улицы. Выезжающие с этих улиц и поворачивающие на них автомобили стопорят общественный транспорт, даже если сама выделенная полоса свободна. Линия метробуса будет избавлена от этой проблемы. В итоге вынужденно останавливаться следующий по этой линии транспорт будет только на перекрёстках.

Автобусы будут следовать только друг за другом?

На большинстве участков да. Всё как на линии метро, где один состав не может обогнать другой. То есть гонки водителей останутся в прошлом.

Как будут устроены остановки метробуса?

Здесь новшество будет принципиальным. Остановочные платформы будут расположены сбоку от полос метробуса. То есть в середине дороги. Попасть к ним можно будет по пешеходным переходам. С учётом нынешнего трафика по Плехановской эти переходы с вероятностью 99% будут регулируемыми.

А значит, автомобилистов ждут встречи с новыми светофорами. Например, в районе автовокзала, где сейчас существует надземный переход. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев авторы проекта всё же постарались расположить остановки метробуса так, чтобы подходы к ним совпадали с существующими светофорными объектами.

Так планируется организовать движение и остановки метробуса на перекрёстке Плехановской и Кольцовской... 
Фото: «РосдорНИИ»
...и на площади Застава
Фото: «РосдорНИИ»

Сколько полос останется автомобилистам?

Сама линия метробуса занимает две полосы, а остановки дополнительно ещё как минимум по полполосы с каждой стороны. Соответственно, для автомобилей на многих участках Плехановской и Московского проспекта останется по две полосы в каждую сторону. На тех участках, где это возможно, предусмотрено расширение проезжей части — например, на площади Ленина.

Кроме того, напомним об обещании губернатора реализовать проект метробуса только после завершения строительства дублёра Московского проспекта. Дублёр должен принять на себя часть автомобильного трафика с основной магистрали.

А если на линии метробуса случится авария?

Как пояснил Виталий Иванищев, на ближайшем до места аварии перекрёстке позади идущие автобусы смогут выехать на автомобильные полосы для объезда препятствия. Более того, вопрос с ограждением линии метробуса пока не решён. Возможно, она будет отделена от остальной проезжей части лишь разметкой. Поэтому у автобусов останется пространство для манёвра.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости