Почему у «главного дворника Воронежа» не получилось стать императором
Пик влиятельности политика пришёлся на вторую половину 2008 года и начало 2009-го
Цикл материалов об истории воронежской политики мы пообещали продолжить рассказом о, пожалуй, самой короткой эпохе в жизни Воронежа. Эту эпоху можно назвать «Год Колиуха». Продолжалась она со 2 марта 2008 года, когда председатель городской Думы Сергей Колиух победил на выборах мэра Воронежа, набрав 31,08% голосов, до марта 2009-го, когда губернатором Воронежской области стал Алексей Гордеев.
Как и в чём повезло Сергею Колиуху
Когда и применительно к кому появилась такая характеристика, как «крепкий хозяйственник», история запамятовала. Но она точно помнит, что к началу 2008 года Воронеж буквально жаждал такого хозяйственника.
В те годы благодаря резкому росту цен на российскую нефть благосостояние большинства воронежцев увеличивалось заметно опережающими инфляцию темпами. Многие из тех, кто ещё позавчера ездил отдыхать на Усманку, а вчера в Анапу, сегодня уже могли позволить себе путёвки в Турцию. Именно на этом контрасте стало особенно заметно, в каком упадке находится городское хозяйство. Не ремонтировавшиеся годами дороги и проезды во дворах, обшарпанные муниципальные учреждения, особенно больницы и поликлиники...
Выдвинутый «Единой Россией» в качестве кандидата на пост главы города председатель городской Думы Сергей Колиух под характеристику крепкого хозяйственника на самом деле подходил далеко не идеально. Он два года работал на заводе, пять лет был комсомольским вожаком, 12 лет занимался депутатской работой и всего лишь три года был в должности главы администрации Ленинского района (с 1999-го по 2001-й). Однако действующему мэру Борису Скрынникову, который к концу срока в управлении городом и в интригах депутатов-предпринимателей откровенно запутался, Сергей Колиух точно давал фору.
Встреча с намёком
В ночь после выборов Сергей Колиух заявил «МОЁ!»: на посту мэра он в первую очередь будет «главным дворником» Воронежа. Впрочем, было заметно, что Сергей Михайлович скромничает. В одной из бесед с ним мы случайно выяснили, что он интересуется историей Древней Греции. Вероятно, Сергей Колиух в будущем всё же видел себя государственным деятелем.
Явно с прицелом на это была обставлена и церемония вступления в должность. Провести её решили не в стенах Гордумы, а в театре драмы. Позвали много гостей, в том числе мэра Липецка Михаила Гулевского. Церемонию с явным удовольствием вёл соратник Сергея Колиуха по движению «Родной Воронеж» — вице-спикер Гордумы Леонид Зенищев. Глава Каширского района и бывший кандидат в мэры Юрий Матвеев принёс для Колиуха огромный букет, хотя совсем недавно категорически отказался сниматься в пользу однопартийца, за что и был исключён из «Единой России». «Как настроение?» — спросили его на входе журналисты. «А мне-то чего волноваться? Пусть теперь они волнуются», — загадочно ответил Матвеев.
Весенний ренессанс-2008
Сотрудники мэрии заволновались уже через пару дней. Если Борис Скрынников порой приходил на работу к обеду, то новому мэру не спалось. Его рабочий день обычно начинался в семь утра, а в некоторые дни и в 5:30. В такие дни Сергей Колиух проводил объезд города. И очень по-советски — в непарламентских выражениях — «давал втыки» руководителям управ районов. Спустя много лет он признался, что брал пример с Александра Цапина.
В любом случае городу это было во благо. Комбинаты благоустройства и дворники муниципальных тогда ещё управляющих компаний заработали веселее. Чуть чище стал и городской транспорт. А спустя несколько месяцев после выборов на линии вышли 50 новых троллейбусов «Тролза».
История их появления очень интересна. На самом деле во многом это заслуга не Сергея Колиуха, а Бориса Скрынникова. Именно в его годы юристы мэрии отсудили у федерального центра около 500 млн рублей — в качестве компенсации за бесплатную перевозку федеральных льготников ещё в девяностые годы. И на эти деньги муниципальное предприятие «Воронежпассажиртранс» купило троллейбусы. На линиях неожиданно появились подзабытые воронежцами «единица» и «тройка».
С первых дней работы Сергей Колиух начал планомерно сокращать в городе количество брезентовых палаток и киосков. Чиновники управления главного архитектора, которые за пару лет до этого говорили, что без киосков нам никуда, тут же начали уверять, что киоски — это дрянь, от которой город должен немедленно избавиться. В общем, ренессанс городского хозяйства был налицо. Хотя основное — отказ от точечной застройки, строительство школ и детских садов — пока было только в планах.
Непопулярное решение
И здесь начался мировой финансовый кризис 2008 года. Планы поступлений в городской бюджет на 2009-й вынужденно подсократили. А Сергей Колиух принял самое непопулярное в своей карьере решение, которое до него не решался принять никто, — отказаться от дотирования ЖКХ.
Сейчас это кажется чем-то небывалым, но до 1 января 2009 года в Воронеже для собственников квартир действовал единый тариф на тепло. Поставщикам, гигакалория тепла которых стоила больше утверждённой мэрией величины, за горожан доплачивал бюджет. В год на это уходило около миллиарда рублей (по нынешним деньгам сумма составила бы 4 — 5 миллиардов). С 1 января 2009 года квартплата воронежцев резко выросла. Для 10% горожан — сразу в два раза.
И прерванный взлёт
Вечером 11 февраля 2009 года мэрия Воронежа стала героиней федеральных новостей из-за покушения на убийство заместительницы Сергея Колиуха Марины Плиевой. Служебная «Волга» привезла Плиеву во двор дома 62а по улице 45-й Стрелковой дивизии, и в этот момент неизвестный мужчина произвёл по машине четыре выстрела из пистолета Макарова с глушителем. Пострадал 21-летний водитель «Волги» Игорь Хромых. С огнестрельным ранением грудной клетки и левого предплечья парень попал в реанимацию.
Версия о связи покушения с профессиональной деятельностью Сергея Колиуха всерьёз никогда не рассматривалась. Марина Плиева всегда была довольно самостоятельной чиновницей — вице-мэром она стала ещё во времена Бориса Скрынникова. Возможно, покушение было связано с тем, что муж Плиевой Юрий Храпин работал судьёй областного суда.
Именно на вторую половину 2008 года и начало 2009-го пришёлся пик влиятельности Сергея Колиуха как политика. Все, кто был с ним дружен, чувствовали себя тогда очень вольготно. Именно в это время за бюджетные деньги слетал с супругой в Париж сменивший Сергея Колиуха на посту председателя Гордумы Александр Шипулин. О потрясающей «командировке» стоимостью 30 тысяч евро мы ещё расскажем подробнее.
Одной из причин роста влиятельности мэра и его соратников стало то, что губернатор Владимир Кулаков в те дни буквально истаивал. Срок его полномочий подходил к концу, а новостей из Москвы о переизбрании или о новой работе не было. В итоге глава региона с осени 2008 года стал очень непубличным человеком.
16 февраля, в последний возможный по закону срок, президент России Дмитрий Медведев внёс в Воронежскую областную Думу кандидатуру на пост губернатора. Кандидатом оказался не Владимир Кулаков, а министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. Этот день стал поворотной точкой не только в жизни Владимира Кулакова, но и в карьере Сергея Колиуха. Вертикаль власти пришла в Воронеж, и уже спустя пару месяцев мэр города перестал быть самостоятельным политиком.
Продолжение следует.
КСТАТИ
Начало темы читайте в предыдущих материалах:
- Почему на смену демократам в воронежские областную и городскую Думы пришли чиновники и бизнесмены
- «Избиратель стал ждать подачек»
- Лихие нулевые в воронежской политике. Вспоминаем главное
- Как бизнесмены начали управлять Воронежем
- Выборы-2008: покушение на убийство и исключение из партии
- Галина Кудрявцева: «Я была сложным и эмоциональным человеком»
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-