В Воронеж привезли декорации легендарного художника Большого драматического театра

В столице Черноземья можно бесплатно посмотреть работы Эдуарда Кочергина из 6 музеев страны

08.06.2018 18:53
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Вчера, 7 июня, в рамках Платоновского фестиваля в арт-галерее Камерного театра открылась выставка работ выдающегося театрального сценографа Эдуарда Кочергина. С 1972 года он является главным художником Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. В Воронеж привезли его эскизы, макеты декораций к спектаклям по произведениям Толстого, Чехова и Достоевского.

К сожалению, художник по личным обстоятельствам не смог приехать в Воронеж на открытие выставки. Экспозицию «Театр Эдуарда Кочергина. Достоевский. Чехов. Толстой» представила куратор выставки и театровед Надежда Хмелева. Она рассказала, что Платоновский фестиваль поставил задачу собрать такую выставку, которая еще нигде не проводилась. В итоге произведения Эдуарда Кочергина привезли в Воронеж из коллекций шести музеев: Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея театрального и музыкального искусства, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, музеев МХАТа, Большого драматического театра, Малого драматического театра.

Экспозиция выставки построена таким образом, что каждая стена посвящена отдельному писателю. Причем по пожеланию Эдуарда Кочергина в экспозиции представлены не только эскизы костюмов и макеты декораций, но и фотографии со спектаклей — общие планы сцены и крупные планы актеров. По задумке художника, так зрители лучше смогут прочувствовать атмосферу спектаклей. С монтажом выставок помогал макетчик Михаил Николаев. С Эдуардом Кочергиным они  дружат и вместе работают уже больше полувека.

— Эдуард Степанович, когда брал драматургию Чехова или произведения Толстого и Достоевского, бесстрашно шел туда, куда они вели — в глубину человеческой души, — говорит Надежда Хмелева. — Когда Кочергин работал над спектаклем «Кроткая» по Достоевскому, он не только читал само произведение, но и изучал то, что написано о Достоевском, чтобы передать всю глубину писателя. У Кочергина во всем было стремление идти вглубь человека. В этом плане он может оказаться не очень современным, потому что сейчас в театре такая традиция, что искусство интересует то, что снаружи человека. Но искусство меняется, как и время.

Надежда Хмелева отметила, что Эдуард Кочергин был одним из первых художников, кто вытащил из Чехова запрятанный в его произведениях абсурд. В декорациях к спектаклям по произведениям Антона Павловича Кочергин часто совмещает интерьер и природу.

На выставке можно увидеть макет декораций, эскизы костюмов и фото со знакового для Кочергина спектакля по Льву Толстому «История лошади» в БДТ им. Товстоногова, ставшего классикой XX века. В интернете можно найти этот спектакль в записи, но, по словам куратора выставки, декорации там рассмотреть сложно, потому что съемка велась в основном крупных планов.

— В этом спектакле перед Кочергиным стояла задача колоссальной трудности, — рассказывает Надежда Хмелева. — Он решил ее следующим образом: придумал единый материал, который соединяет людей, лошадь, землю, небо. Это холст, из которого он составляет мироздание. Костюмы тоже были сделаны из холста. А финал спектакля совершенно гениальный. Занавес выглядел как вздутая шкура лошади с какими-то нарывами. И в конце, когда лошадь, которую играл Евгений Лебедев, убивали, они взрывались. Но вместо крови там были красные цветы. Это шокировало. Такое решение давало зрителям надежду.

Выставка «Театр Эдуарда Кочергина. Достоевский. Чехов. Толстой» в арт-галерее Камерного театра будет работать до 1 июля ежедневно с 12.00 до 19.00. Вход свободный.

Справка:

Эдуард Кочергин (род. 22 сентября 1937 года) — театральный художник, писатель. Оформил более двухсот спектаклей в России и за рубежом, в том числе на сценах МХТ им. А.П. Чехова, Малого театра, Театра им. В.В. Маяковского, Театра им. Моссовета, «Современника», Театра на Таганке, Et Cetera, Малого драматического театра — Театра Европы. Художник много работал за рубежом — в театрах Финляндии, Югославии, Польши, Венгрии, Франции, Германии, США, Канады, Японии. Эдуард Степанович сотрудничал с выдающимися театральными режиссерами, среди которых  Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Лев Додин и многие другие.

Кочергин написал бестселлеры «Ангелова кукла: Рассказы рисовального человека», «Крещённые крестами: Записки на коленках», «Завирухи Шишова переулка: Василеостровские притчи», «Россия, кто здесь крайний?» и другие. Родители художника были репрессированы, а его самого эвакуировали с детдомом в Сибирь. До 1953 года он скитался по России, потом вернулся в Ленинград. В книгах Эдуард Степанович описывает жизнь обездоленных в тяжёлое военное и послевоенное время. Вторая тема его книг — изображённая с юмором жизнь художественной интеллигенции Ленинграда.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».