«Хоя могли и убить!». Павел Селин привёз в Воронеж документальную ленту о легендарном музыканте
Журналист и автор документального кино рассказал, о ком из музыкантов он хочет снять следующий фильм
Документальный фильм с ёмким названием «Хой» 11 мая выходит в прокат в воронежском кинотеатре «Star&Mlad» в ТРЦ «Московский проспект». Как сообщили «МОЁ!» представители кинотеатра, картина будет демонстрироваться ровно столько времени, сколько она будет интересна зрителю. В афише кинотеатра на ближайшую неделю запланировано по одному сеансу каждый день (возрастной рейтинг 18+). Кстати, на встрече с журналистами Павел обмолвился, что площадку для показа своего детища нашёл не сразу — один из воронежских кинотеатров, куда он обратился, отказался брать в прокат ленту о противоречивой фигуре музыканта со словами «не наш формат».
«Хой с тобой»
В столице Черноземья фильм впервые показывают на большом экране — до этого Павел организовывал лишь закрытые просмотры в московских и питерских киноклубах. На премьеру 11 мая был продан практически весь зал. Отличительная особенность первого показа — встреча с создателем фильма, Павлом Селиным. Павел — выпускник журфака ВГУ, тележурналист и ведущий, автор документальных фильмов. Съёмки фильма о Хое он начал ещё в «предковидном» 2019 году, к концу 2020-го закончил работу. Но премьеру пришлось отложить больше чем на год.
— Во-первых, помешала пандемия и связанные с ней ограничения, — рассказывает создатель картины. Во-вторых, мы за это время здорово пересмотрели формат. Сначала вышла так называемая «фанатская» версия — укороченная и нецензурированная. Её название соответствующее: «Хой с тобой». Затем мы переработали её в режиссёрский вариант — он на 10 минут длиннее, там добавлены новые герои, сюжетные повороты, а также она с цензурой. Кроме того, фильм «Хой» снят дорогой и качественной аппаратурой специально для большого экрана, поэтому я рекомендовал бы посмотреть его именно в кинотеатре.
Отправной точкой новой работы стали уникальные архивные съёмки оператора НТВ Олега Золотарёва, друга Павла Селина (напомним, Павел тоже много лет проработал на этом канале). Олег снимал воронежские телепрограммы о Хое, его клипы, а в 2000 году — похороны музыканта.
«Воронеж дал стране два музыкальных бренда — это Мария Мордасова и «Сектор Газа»
— В процессе создания фильма я просмотрел более двадцати интервью самого Юрия разным региональным телеканалам во время гастролей «Сектора Газа» по России, — рассказывает Павел. — И как ни странно, понял, что почти ничего нового оттуда не узнал. Такое впечатление, что все журналисты, составляя вопросы, пользовались одной методичкой. Так, неизменно интересовались, откуда у коллектива такое название и почему в песнях так много мата. Хотя на самом деле его не так уж и много. Хой был «природный» поэт — он как чувствовал, так и писал. То есть, мне кажется, добавить как можно больше нецензурщины не было его самоцелью.
Я сравниваю творчество Юрия с так называемым «наивным» направлением в изобразительном искусстве. То есть без лишних затей, без сложных преломлений, но при этом однозначно у Хоя был талант, собственный, узнаваемый стиль в музыке и текстах. И когда я слышу от некоторых воронежцев, мол, «Сектор Газа» позорит их город, я удивляюсь. Если уж быть честными, за всё время существования Воронеж дал стране два музыкальных бренда — это Мария Мордасова и «Сектор Газа». Я считаю, этими именами можно гордиться.
Также в картине Павла — около двух десятков героев, с которыми беседует автор. Это друзья, коллеги музыканта, люди, помогавшие в раскрутке «Сектора Газа».
— В целом договориться с ними было нетрудно. Сложность состояла в том, что некоторые из героев, скажем так, не всегда находятся в кондиции. Приходилось «ловить» их в периоды, когда они были в состоянии пообщаться, — рассказывает автор.
А вот родственники музыканта отказались участвовать в картине. Павел рассказывает: он долго вёл переговоры с дочерью Юрия, Ириной, которая, как представитель семьи, участвует в проектах, связанных с её отцом.
— В итоге они не увенчались успехом, и я абсолютно не в обиде, — говорит Павел. — Я чисто по-человечески могу понять Ирину, у неё свой взгляд на то, какой должна быть память о её отце, мне кажется, им нравится немного романтизировать его фигуру. А я хотел снять честный фильм, не только о славе и успехе, но и, например, о гибели музыканта, которая, как говорят, произошла из-за его пагубного пристрастия. Впрочем, один из героев нашего фильма высказывает и другое предположение: Хоя могли убить. И мы разбираемся, почему это могло произойти и насколько велика такая вероятность. А вообще задача моего фильма — понять феномен «Сектора Газа», почему группе удалось «выстрелить», какую струну в душах людей удалось зацепить Юрию Клинских, что его песни поют и спустя два десятка лет после его смерти.
Документальный фильм о Хое — вторая лента в жанре «рокьюментари», как его называет Павел, то есть фильмов-портретов о жизни и творчестве рок-музыкантов, их эпохе. Первую картину «Юра музыкант» о лидере «ДДТ» Юрии Шевчуке Павел снял в 2018 году. Третий фильм он хотел бы посвятить фронтмену группы «Сплин» Александру Васильеву.
— Этот музыкант очень интересен мне, но весь вопрос в том, согласится ли он стать героем фильма. Ведь для этого нужно терпеть назойливых журналистов, то есть нас, отвлекаться на съёмки во время гастролей, отвечать на мои вопросы до и после концертов — в общем, довольно утомительно для творческих людей.
Ещё один фильм, над которым работает наш земляк, называется «Паровозных дел мастер». Его главный герой — петербуржец Алексей Грук, руководитель уникальной бригады по восстановлению раритетных локомотивов. Съёмки проекта идут для канала «Культура», на экраны он должен выйти летом этого года.
Читать все комментарии