Как в воронежском селе разыгрались громкие драмы и комедии
Как педагог из Верхнехавского района стала режиссёром одного из старейших народных театров России
Расхожее выражение об обязательности загадки в каждой женщине режиссёр Никольского народного театра Татьяна Гречаникова всуе не произносит. Весь мир, окружающий Таню, — одна большая загадка! Это и театральные подмостки, где 24/7 проходит её жизнь, и артисты — жители окрестных сёл и деревень, и сельский клуб с залом, где её труппа играет спектакли. И старинный парк, окружающий его, и театральный музей, расположенный в бывшей усадьбе основателей народного театра Соколовых.
Каблучками — по щебёнке
Татьяну Гречаникову и директора дома-музея Соколовых Елену Малюгину корреспонденты «МОЁ!» встретили прогуливающимися по недавно ощебенённой аллее парка.
— Каблучкам щебёнка не помеха, — среагировала Татьяна на недоуменный взгляд корреспондента «МОЁ!». — Мы получили грант на благоустройство, вот начали работы. В перспективе расширим нашу уличную сцену, уже уложили плитку во дворе, поставили скамейки — тут много разных планов.
В самом начале аллеи — скульптура женской фигуры, которая, по словам Татьяны, тоже одна из загадок этого места с его необычной аурой. Одно слово — театр. Зазеркалье...
Посёлок Никольское, относящийся к Малоприваловскому сельскому поселению Верхнехавского района, был основан в конце XVIII века переселенцами из соседних деревень. Сегодня в нём не более 70 человек, хотя на лето приезжают дачники.
Главными локомотивами развития этого камерного места являются здешний театр и областной фестиваль «Театральные встречи», который проводится с 1994 года. В крохотном посёлке всего две улицы, идущие параллельно друг другу, — Зелёная и Станиславского. Улиц с последним названием в области всего две. Одна — в воронежском микрорайоне Сомово, а вторая — в Никольском, история которого переплетается с театральной темой.
Вся жизнь — игра
Именно здесь, в Никольском, ставил свои спектакли один из первых в России народных крестьянских театров, основанный Константином и Зинаидой Соколовыми в конце XIX века. В их имении в июне 1901 года останавливался брат Зинаиды Соколовой — реформатор русского театра, легендарный режиссёр Константин Станиславский с женой, актрисой Марией Лилиной. Сейчас в этом здании располагается сельский клуб, а тогда была земская школа для крестьянских детей, построенная Соколовыми.
Первым хозяином той самой усадьбы в Никольском был помещик Халютин, получивший эти земли за героизм, проявленный на войне 1812 года. В начале 1890-х он продал имение супругам Соколовым, которые переехали в Воронежскую губернию по рекомендации своего друга, писателя Александра Эртеля, жившего в соседнем хуторе (ныне он назван в честь писателя). За одно лето Соколовы выстроили главное здание — господский дом. Неподалёку от него возвели сельскую школу для крестьянских детей.
Чета Соколовых благоустраивала Никольское, лечила и учила местных жителей. Зинаида была театралкой, и вместе с мужем они основали народный театр, который специалисты в шутку называли «старшим братом МХАТа». Его артистами и зрителями были крестьяне со всей округи.
Эта благотворительная деятельность спасла Соколовых и их дом во время революционных волнений. Когда вокруг рушили и поджигали усадьбы, Константина Соколова и его семью охраняли сами крестьяне.
В годы войны в усадьбе Соколовых были расквартированы лётчики, в парке они прятали свои самолёты. С 1950-х годов и до 2006 года здание усадьбы Соколовых занимала сельская школа-восьмилетка, а теперь там музей.
Разрешите вас пригласить
Татьяна Гречаникова сначала играла в театре, а с 2020 года стала его режиссёром. Сейчас в составе труппы 25 взрослых и 15 детей из соседних посёлков и сёл — Верхней Хавы, Вишнёвки, Малой Приваловки — и самого Никольского. Кажется, что буквально за каждой его калиткой существует актёрская династия, тут играют все: пенсионеры и школьники, дачники и их дети.
— По счёту я примерно седьмой или восьмой режиссёр нашего театра, — рассказывает Татьяна Гречаникова, педагог по образованию. — Сколько за всё время его существования было поставлено спектаклей, сказать сложно, но если считать их, а также многочисленные сценки, то, наверное, выйдет 700 — 800. Мы играем и репетируем в зале нашего клуба, рассчитанном на 90 мест, а реквизит в виде сотен костюмов разных времён и народов храним и тут, у нас, и в музее, расположенном на другом берегу ручья в бывшем доме Соколовых. Летом, когда на каникулы к бабушкам-дедушкам приезжают школьники из Воронежа, мы их тоже задействуем в наших постановках.
Татьяна — по-своему уникальный человек, театр настолько переплёлся с её жизнью, что сегодня уже и не поймёшь, где между ними проходит грань. Тут всё кажется сценой — берег ручья, тропинка, убегающая в глубину парка, сцена возле клуба, где проходят театральные фестивали и играют спектакли.
— Каждый год наш театр и музей посещает порядка 7 — 8 тысяч человек, — говорит Татьяна. — Вот, например, проходит по маршруту Воронеж — Верхняя Хава туристический поезд «Бобрёнок», а наша главная аллея упирается в железную дорогу. Люди идут к нам на экскурсии, бывает, я провожу их по две — три в день. Люди ходят, смотрят, фотографируют. В 2025 году у нас сразу два юбилея — 130 лет нашему театру и 15-й по счёту театральный фестиваль, куда я обязательно приглашу Константина Хабенского.
Пришло время рубить
Попробуй не поддайся тут театральной атмосфере, когда вокруг сохранился антураж усадьбы конца XIX века, когда здешний пейзаж чем-то неуловимо напоминает яснополянский, когда выражение «барская усадьба» становится вполне осязаемым — таким, что можно потрогать руками косяки дверей и оконные рамы конца позапрошлого века.
— Скорее всего, в некоторых комнатах тут были раздвижные стены, это требовалось, когда в барском доме становилось многолюдно. Вот здесь жили Соколовы, тут они лечили крестьян, тут ставили спектакли в крестьянском театре, — говорит Татьяна Гречаникова. — Эх, нам бы раскрутиться, вписаться в какой-то областной туристический маршрут. Небольшой толчок нужен, и люди толпами поедут сюда! Но с другой стороны, я не хочу, чтоб постоянно было многолюдно, тут всё-таки камерное место, тишина...
Музей здесь, кстати, на зависть многим районным: экспонаты довольно редкие, а все его восемь комнат разделены тематически и хронологически.
театра из Никольского может часами рассказывать о том, как перемещалась по комнате люлька с младенцем, подвешенная к потолку в крестьянской избе. Или о том, как ручной маслобойкой местные крестьяне сбивали масло ещё 60 — 70 лет тому назад. Или о выдолбленном в стволе дерева небольшом корыте — в таких местные женщины раньше рубили капусту. Да и теперь рубят — и Татьяна, и Елена.
— Я его купила в этом году в Муроме, куда мы ездили на фестиваль, на блошином рынке, и оттуда домой припёрла, — улыбается Таня. — Это же наша живая история, в которой мы живём.
Сегодня в Никольском, словно на сцене театра, на небольшом пятачке уживаются прошлое и настоящее. Старинные здания, вековые деревья, тропинка, убегающая в заросли, — всё это так далеко от сегодняшнего дня, но так притягивает и зовёт за собой.
Читать все комментарии