Как попасть в «секретный» музей в Москве
Есть в Москве отличный музей всего, что говорило и показывало
Набрести на него и попасть с улицы непросто. Этот музей, как и некоторые другие в Москве, расположены внутри каких-нибудь закрытых учреждений и даже жилых домов и даже строго охраняемых объектов. Самые, наверное, яркие примеры — это музей на Петровке и тем более на Лубянке. Есть не столь зашифрованные, но дозваниваться и записываться надо. Однако, потраченные на поиск таких музеев усилия окупаются с лихвой. Да вы сейчас и сами всё увидите!
А про некоторые сначала в интернете разузнать.
Будучи человеком, интересующимся восстановлением радиостарья, я однажды обнаружил, к стыду, что ничего не слышал о музее истории электросвязи. И о целом институте, который называется МТУСИ — Московский технический университет связи и информатики. Однажды я набрёл на небольшой, но симпатичный сайтик музея.
И прям загорелся посетить. Ну и оказалось, что в принципе это сделать можно — позвонить по указанному телефону или написать заявку, рассказать, почему тебе это интересно. И тебя в назначенный день пустят и проведут экскурсию. Сделают это знатоки — инженеры, преподаватели, для которых электросвязь — судьба, работа, увлечение. Значительная часть жизни. Если не доминирующая.
Против хронологии начну с конца: выходишь из музея переполненный новыми знаниями и новым отношением к прошлому. В том числе к советскому материальному прошлому, да и к мировому. Как утверждал Фернан Бродель, в современной цивилизации надо видеть материальные следы прошлого. Вот именно! А если так не считаете, зачем вам пробиваться в этот музей? Вы в другое место сходите, и вам будет хорошо. Мне было хорошо там. Почему? Во-первых, всё, что мы видим, не то чтобы можно трогать руками, не стоит, но, по крайней мере, экскурсовод трогает. Ставит пластинки на проигрыватель, включает телевизор. Включает фонограф Эдисона, который поёт романс на английском языке. И валик, на котором записана песня, вращается так, будто воду достаёт из колодца. Из недр прошлого извлекается нечто важное, чистое, точное. Какие интересные люди эти изобретатели! Они вытаскивали на поверхность то, что постепенно и неизбежно меняло наш мир.
А вот видеомагнитофон «Электроника». Тоже можно рассмотреть, включить. Он «цельнотянутый», копия японского. Ну, получается, умели в СССР копию сделать хорошую. Она и работает по сей день. И крутит наиотечественнейший фильм «Девчата». На советском телевизоре «Рубин», работающем по французской системе «Секам».
Много над чем тут задумаешься. И о «Левше». И «догоняющая цивилизация» приходит в голову. Ну это я про нас, про самих. Думаешь: неспроста у нас лозунг-то был «догнать и перегнать», да? И когда нам иногда удавалось что-то сделать первыми, это была большая гордость для нас, и надо стараться это делать почаще.
Дальше есть раздел, который посвящен достижениям, скажем так, военно-технического прошлого. Уже ничего там нет секретного, уже нельзя ни за что измену Родине пришить. Ты смотришь и видишь, как устроен был Советский Союз. Там есть магнитофон П-500, огромный такой шкаф. Его катушки вращаются так медленно, что ты думаешь: он работает или нет? Работает.
Десять дорожек. Зачем он? Что происходит? А это пишется всё, что может заинтересовать обладателей этого магнитофона. С телефонных линий, секретных переговоров или не секретных. Пригодится. Объем информации по тем временам гигантский. Сегодня этим не удивишь. Сегодня все про нас и так известно, просто потому, что у нас в кармане смартфон. Больше того, сейчас эта информация про нас, которая в цифровом виде, она тоже в цифровом же виде обрабатывается, по ключевым словам, по иным зацепкам. А тогда нужно было этот объем информации прослушать тому, кто понимал, зачем это записали. И выудить ценную, возможно, государственно важную информацию. Которая поможет расследовать какое-нибудь преступление, шпиона вычислить или диссидента прижучить. Кто его знает, в какой конторе стоял этот музейный экспонат.
Ещё в музее сохранена телестудия 60-х. Она реальна. Это легендарная телевизионная студия Шаболовки, перенесённая в музей. Её хотели выкинуть. Она никому не была нужна. Кроме таких энтузиастов, как директор музея Олег Разин, ведущий инженер Кирилл Худяков, которые большинство экспонатов реставрировали (и вообще значительная часть — их коллекция), инженер Владимир Попов, инженер по компьютерам Виктор Боев и их коллеги. И тех, кто деньги выделил на строительство и оборудование музея.
Немыслимое количество подобной техники просто растворилось: умельцы оттуда по миллиграмму ценные металлы извлекали. Когда страна стала плавильней-добытчицей. Перестала производить вещи. Стала даже из вещей добывать то, что трудами добывала из недр земли, чтобы сначала сделать эти прекрасные, точные и великие вещи; а потом безжалостно расточать их, как песок меж пальцев. Пустить на копеечный прибыток. И едва не перестала быть цивилизацией — см. выше Броделя.
Всё, что в музее, ни в распил, ни в расплав не ушло. Чтоб можно было теперь восхититься, и улыбнуться, и всплакнуть, и ностальгировать, да? Это немало.
Тут, кстати, про музей фильм небольшой.
Подготовил Лев КОМОВ.
Читайте в «МОЁ! Плюс» и другие статьи легенды российской журналистики* Владимира Мамонтова!
* Звания «Легенда отечественной журналистики» Владимира Мамонтова удостоил Союз журналистов России.
Читать все комментарии